Международный день пропавших детей традиционно отмечают 25 мая. Эта дата одновременно печальная и в то же время радостная, но только для тех родителей, которые услышали «Найден, жив!». В преддверии этого дня Ultoday73.ru пообщался с региональным представителем поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Алексеем Кольцовым, который рассказал, что серьезно препятствует их работе, почему людям не нужно тянуть с обращениями в полицию и как экстрасенсы влияют на паникующих мам и пап.

Согласно данным, которые предоставил спикер, в прошлом году они разыскивали 457 человек, включая 124 пропавших детей в возрасте до 17 лет. В 2022 году их просили найти уже 166 человек, в том числе 58 несовершеннолетних жителей.

— В чем, на ваш взгляд, причина пропажи детей?

— Тут особую роль играет возраст. От 0 до 17 лет – это очень большой разлет, поэтому мы условно ранжируем пропавших на более узкие категории. Если мы говорим о диапазоне от 0 до 3 лет, то чаще всего приходится наблюдать невнимательность родителей, малыша наверняка оставили на длительное время без присмотра или же он просто уснул в неизвестном для взрослых месте, а может быть, уполз. Дети в возрасте от 4 до 7 лет часто увлекаются: яркими игрушками, собачками, бабочками, фейерверками и, соответственно, могут, сами того не замечая, уйти из поля зрения сопровождающих. В категории 7-11 лет влияние оказывают первые двойки, проблемы в школе, конфликты дома и с ровесниками. Если же мы говорим о подростках, то практика показывает, что многие ребята хотят быть самостоятельными, поэтому могут сами уйти из дома или попасть под влияния плохой компании. В целом статистика не только по пропавшим детям, но и по взрослым год от года примерно одинаковая.

— А как родителям не допустить этого и как поступить, если заметили, что ребенка нет?

— Такое горе может прийти в любую семью вне зависимости от ее благосостояния. Большинство поисков приходится на город, в нашем случае это Ульяновск и Димитровград. Родители, отпуская ребенка на площадку одного, часто не обращают внимания на тот факт, что он может из-за любопытства перейти в соседний двор, потом в другой и в итоге быть полностью дезориентирован. Профилактика, на мой взгляд, крайне проста: больше общайтесь с детьми. К сожалению, мы иногда видим, что мамы и папы не знают, как одевается их ребенок, с кем он общается, как ведет соцсети. Если же он исчез, надо срочно бить в колокола. В этом вопросе время работает против нас. Звоните по номеру 112. Вам как родителям необходимо обойти или обзвонить ближайших знакомых, одноклассников, узнать, когда они последний раз видели ребенка.

— Что затрудняет вашу работу?

— Когда законные представители отказываются обращаться в полицию, но при этом сами пытаются найти ребенка. Чаще всего они публикуют в соцсетях снимки и указываю личный номер. Этого делать не нужно, потому что начнут звонить все кому не лень, в том числе и мошенники, которые хотят нажиться на чужом горе. Кроме того, сразу же польются советы, которые не только бесполезны, но и могут окончательно запутать картину. Свои услуги предложат экстрасенсы, ясновидящие, которые будут убеждать довериться им. На моей памяти за 12 лет еще никто из них даже не приблизился к месту нахождения пропавшего. Должен сказать, что такие выводы нам позволяет делать опыт: почти каждый случай сопровождается безрезультатным участием людей со «сверхспособностями». И самое страшное, что времени, затраченного на все эти методы, уже не вернуть, а малыш так и не найден.

— Некоторые до последнего не хотят просить помощи у спецслужб, хотя такая ситуация явно требует мгновенных решений. С чем это связано?

— Я тоже задавался этим вопросом. Действительно, чем больше времени утекло, тем меньше шансов найти человека. Ваш главный друг, помощник, называйте как угодно, в поиске ребенка – полиция и поисковый отряд. Нужно довериться профессионалам. Да, они будут задавать неудобные вопросы, выяснять подробности семейной жизни, но это нужно только для того, чтобы вернуть малыша к вам живым. Возможно, это является одной из причин, почему такая реакция встречается. Информация останется с нами, никто не будет передавать ее третьим лицам. К своей работе мы как представители отрядов относимся ответственно, и в данном случае это можно сравнить с медицинской тайной. Что уж говорить о полицейских, которые каждый день видят такое. Некоторые, быть может, еще боятся публичности и особенно того, что фотографию их родственника опубликуют в интернете. Тут нужно помнить одно: не читайте комментарии. Мнение диванных экспертов ничего не значит!

— Если горожане заметили пропавшего ребенка, как быть?

— Сообщить в полицию. Можно подойти пообщаться и узнать, кого он ждет и действительно ли он потерялся. Не надо ему предлагать еду, воду или сладости, просто поговорите. Держать силой — а-ля «стой рядом, никуда не уходи» — нельзя, ребенок может испугаться еще больше.

— Что родители могут рассказывать своим детям, что бы они при необходимости смогли правильно отреагировать?

— Да, мы работам в этом важном направлении и проводим тематические, можно сказать, профилактические мероприятия. Если ребенок понимает, что потерялся, есть главное правило — оставаться на месте. Находясь в лесу ночью нельзя спать, необходимо на каждый шум отзываться шумом и если тебя зовут чужими голосами, то стоит откликнуться. В торговых центрах и городской среде надо помнить, что обратиться за помощью дети могут: к охранникам, продавцам, силовикам, людям с детьми или с коляской (важно: в ней должен быть ребенок). Нужно еще объяснять, что не все люди, которые носят камуфляж, являются представителями силовых структур. Научите ребенка опознавать сотрудников полиции, Росгвардии и ОМОНа.

— Можете сказать, чего больше: похищений или же люди чаще теряются от невнимательности?

— По ряду причин мы такую информацию не выдаем, однако могу сказать, что криминогенные случаи присутствуют, но их единицы, и чаще всего они громкие и известны общественности. Зависящих от человеческого фактора, на мой взгляд, случаев больше.

— Добровольцев сейчас набираете?

— Да, волонтеры нам нужны. Если среди ваших читателей найдутся неравнодушные ульяновцы, то они могут позвонить по номеру горячей линии 8-800-700-54-52. По этому телефону также можно сообщить о пропаже людей.

Фото предоставлены региональным ПСО «ЛизаАлерт»