… о благоустройстве ул.Федерации

Комичная ситуация, сложившаяся на Комиссии по архитектуре и градостроительству 31 мая 2022 г. в г.Ульяновске, побудила архитекторов ещё более иронично взглянуть на обещания новой власти «обсуждать проекты с профессиональным сообществом».

На совещании члены Комиссии, а также многочисленная общественность, состоявшая из журналистов, предпринимателей, молодёжи и группы поддержки в лице мэра города, Р.Ш.Гайнетдинова, А.С.Ермакова, Д.А.Ильина, Е.Г.Сизоненко и других уважаемых граждан пытались обсудить проект благоустройства части улицы Федерации.

Это уже вторая улица центра города, планируемая властью к благоустройству. Первая — ул.Ленина, качество обновления которой горожан не устроило. Похоже, и бывшей Лосевой приходит конец как исторической улице в составе Достопримечательного места «Ярмарочный квартал», над созданием бренда и правового режима использования которого длительное время трудились историки и краеведы.

Симбирск, ул.Лосевая
Симбирск, ул.Лосевая

Почему на Комиссии «пытались» обсудить? Потому, что обсуждений как таковых не было, сверху была поставлена задача – согласовать проект благоустройства части улицы Федерации и в июне текущего года начать строительство.

О ПРОЕКТЕ

С докладом по проекту выступил директор недавно созданного МАУ «АГИ» А.В.Гаев. Его презентация (проектировщик – ООО «Симбирскпроект») состояла из нескольких картинок и 4-х невнятных чертежей профиля улицы, где акцент на благоустройство, включая летние площадки, освещение, велодорожку, был смещён в сторону ресторанной части.

Перспективный вид
Перспективный вид
Профиль улицы
Профиль улицы

Этот проект не похож ни на эскиз, ни на сколько-нибудь внятную концепцию улицы Достопримечательного места, скорее — это ремонт её проезжей и пешеходной частей. Про саму улицу с её историческими фасадами, дворовыми пространствами, визуальной аутентичностью речь не шла. Будто бы это рядовая улица города для общепита, а не улица с ценными историческими объектами.

История улицы и количество ОКН (объектов культурного наследия) на ней никого не интересовала. Иное мнение не слышалось. Нужно было просто радостно поддержать проект, который состоял из следующих позиций:

– уничтожение зеленых зон и деревьев;

– асфальтирование 8 м из 19-21 м в поперечном сечении улицы под проезд, парковку и велодорожку;

– укладка самарской плитки разных размеров – 13-15 м в поперечном сечении;

– организация безбарьерной среды;

– устройство фонарей со стороны летних площадок кафе.

Вариативность решений по благоустройству и профилю улицы, а также мест временного складирования снега никто не предоставил. Уничтожение естественных газонов — это усугубление ситуации с отводом талых вод. Одна лишь ливневая канализация проблему не решит.

«СТРЕЛКА»

В 2017 г. эскиз благоустройства улицы Федерации уже рисовался московскими архитекторами из КБ «Стрелка». Оплаченный муниципалитетом проект, как часто это бывает в г.Ульяновске, был убран «в долгий ящик», откуда он не вернулся. Проект был более гуманен по отношению к природной среде (деревья сохранены) и бенефициарами улицы предлагалось сделать горожан и туристов, а не десяток предпринимателей.

Кроме того, в проекте «Стрелки» ширина тротуаров нечётной и чётной сторон улицы была сделана одинаковой, что дало бы возможность их равноценного развития. С обеих сторон улицы расположены и светильники, которые бы равномерно подсветили все здания, включая ОКН. В новом же проекте освещение предусмотрено только с ресторанной стороны.

Проект благоустройства ул.Федерации, КБ "Стрелка", 2017 г.
Проект благоустройства ул.Федерации, КБ “Стрелка”, 2017 г.

В профиль улицы проекта «Стрелки» достаточно было всего лишь добавить велодорожку 2-х метровой ширины  (в соответствии с нормами) и одну из автомобильных полос заменить на продольную парковку. Получились бы такие же 8 м асфальта в поперечном сечении улицы.

Но новый проект, видимо, нужнее городу для освоения строительных материалов самарского завода тротуарной плитки, причём, с явным преимуществом для нечётной (ресторанной) стороны улицы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

На совещании почти не было возможности выступить профессиональным архитекторам. Некоторые из них, не дождавшись окончания встречи, уходили, поняв бессмысленность своего пребывания на этом, подготовленном заранее, шоу.

Попытка архитектора Владимира Сергиенко высказать своё мнение о необходимости комплексной работы по благоустройству транспортно-пешеходной части вместе с фасадами и дворовыми пространствами зданий улицы постоянно прерывалась возражениями руководителя «АГИ». Позже, созвонившись с архитектором, было уточнено его мнение:

«Работа по формированию улицы должна быть основательной и включать подробные обследования всего квартала, а также работу с владельцами зданий.

Прежде, чем проводить реальные строительные работы, необходимо сделать тест – нарисовать разметку на асфальте, ограничить движение автомобилей на участке на полгода и посмотреть, кто выживет в таком режиме.

До укладки плитки нужно тщательно продумать вопрос с инженерными сетями, как это сделали, например, самарские архитекторы.

Кроме самой улицы, необходимо проработать проходы во внутренние дворы, на соседние улицы, т.е., иметь представление о развитии всего квартала

Не был услышан архитектор Олег Владимиров, высказавшийся о недопустимости скоропалительных картиночных решений по укладке покрытий без разработки подробных чертежей с деталями, отметками, вертикальной планировкой территории. По его мнению, размещение велодорожки с левой стороны – случайно, не подтверждено никакими обоснованиями по развитию велосипедной сети. Обычно, для безопасности, велодорожки размещают со стороны парковочных мест. По словам архитектора, строительные работы нужно отложить на год и сделать основательный подробный проект с учётом исторической составляющей Достопримечательного места.

От модератора совещания был получен отказ о прочтении мнения архитекторов Александра и Ляйли Варюхиных, не имевших возможность лично присутствовать на Комиссии, но предоставивших его письменно:

«Проектируемый участок ул. Федерации находится в границах территории достопримечательного места «Ярмарочный квартал». Границы ДМ на чертежах не показаны. Проект необходимо обсуждать и на совете Управления по охране памятников. Насколько предлагаемые решения соответствуют регламентам ДМ?

Согласно «Проектному предложению» перекрываются въезды во дворы нечётной стороны улицы. А именно там владельцы и арендаторы зданий ставят свои машины. На парковке вдоль чётной стороны умещаются менее 30 автомобилей. В любом кафе на данной улице посадочных мест больше. Где парковаться остальным? Как это соотносится с интересами бизнеса? Проводился ли мониторинг или элементарные натурные подсчёты транспортного потока и парковок? Проезжая часть – 3 метра. Стоит остановиться одной машине, возникает пробка. Непонятна ширина тротуаров в 3 метра. Как это соотносится с необходимой пропускной способностью и историческим обликом ул. Лосевой?

Представленные материалы показывают, что не проводилась аналитическая работа по градостроительной ситуации этой части города, инженерной инфраструктуре, транспорту, бизнесу, истории и т.д.

В эстетическом отношении предложенное благоустройство может существовать на любой улице любого города. К истории и духу данного конкретного места оно никак не привязано.

Считаем, что проект требует значительных доработок как в аналитическом, так и в собственно архитектурно-проектном отношении».

Не было дано слово архитектору Дмитрию Нецветаеву (его мнение опубликовано в посте «Ток-шоу Профанация»)

Вряд ли был услышан архитектор Кирилл Штемпель, когда рекомендовал летние веранды кафе не делать тяжелыми, стационарными, а лёгкими, переносными, убираемыми на зимнее время.

Почти не обратили внимание на мнение архитектора Ирины Владимировой, напомнившей об имеющихся 15-ти пунктах регламентов Достопримечательного места, два из которых требуют сохранения и регенерации озеленения и обязательности археологических исследований перед земляными работами.

Не удалось высказаться архитектору Ильдару Сыражетдиновумнение которого было получено позже:

«Любую улицу, как и дом, квартал, посёлок, город нужно рассматривать намного шире их собственных границ. Представленный эскизный проект ул. Федерации вырезан из структуры города. Не продумана транспортная доступность. Куда денутся автомобили, которые там парковались? На соседние улицы, которые тоже перегружены. Если сокращаем парковочные места, необходимо создавать парковки внутри квартала. Добавляя  функцию прогулочной улицы для гостей города, включая в туристический маршрут, куда денутся автобусы, которые привезут гостей?

Инженерные сети. Алексей Владимирович на презентации сказал, что электроснабжением занимается одна организация, дорогами другая и т. п., не видя общую картину. А кто должен видеть и связать все структуры? Управление города? Главный инженер города? Он есть? Нет. Да и главного архитектора нет.
Вопросы, которые нужно решать сегодня – это приведение в порядок инженерных сетей улицы в структуре района – водоснабжение, канализация, сети связи, ливнёвка. Додумать дорожную сеть, в том числе велодорожку.

Фасады не должны рассматриваться отдельно. Фасады — это лицо дома. Но у дома есть и  дворовое пространство, которое неразрывно связано с улицей!»

Мимо было пропущено и замечание архитектора Ильи Кочеткова о необходимости уширения пожарного проезда до минимально допустимой величины — в соответствии с градостроительными нормами.

Некоторые архитекторы просто уходили с совещания, вероятно, шокированные происходящим действием и отсутствием возможности высказать свою точку зрения.

ЗАВЕРШЕНИЕ.

В последнем акте пьесы под названием «Обсуждение проекта благоустройства ул. Федерации», обращаясь к предпринимателям, кем-то из руководства был задан вопрос:

– Вы готовы всё лето, вплоть до «белых мух», терпеть лишения?

– Да, радостно ответил предприниматель, владеющий кафе на улице Гончарова.

После этого уважаемые граждане города удалились, осталась только массовка из молодых людей, приглашённых, якобы, для обсуждения проекта «скейт-парка», который, впрочем, надо было снять с повестки дня в силу его неподготовленности.

Режиссура прошедшего, почти в овациях, спектакля была восхитительна. Как здесь не вспомнить грибоедовское: «Кричали женщины Ура! И в воздух чепчики бросали».

РЕЗЮМЕ

Резюмировать совершенно бессмысленно. Делалось это не единожды и по разным градостроительным проблемам (см. публикации 1-ой части ЖЖ)

Главный посыл – прежде, чем «разбрасывать камни», нужно тщательно всё продумать, провести археологические раскопки, получив данные археологов, скорректировать концепцию с исторической точки зрения и в сторону равноправного пользования общественным пространством, основательно выполнить комплексный рабочий проект со всеми необходимыми расчётами, деталями, конструктивными узлами и инженерными сетями. «Шапкозакидательные» методы и исключительные реверансы в сторону определённого бизнеса в данном случае только навредят городу.

Имеющий уши, да услышит …