В воскресенье в Ульяновске прошел третий межрегиональный фестиваль еды и музыки “Бульвар”. Открывшее летний сезон мероприятие посетило свыше 20 тысяч человек. И жители, и прогулявшаяся по “Бульвару” власть отметили действительно высокий уровень организации: теперь это две сцены и половина участников – рестораторов  и музыкантов – из других городов. Фестиваль выделяется среди череды других высоким уровнем организации и по-настоящему уютной атмосферой. День города и аналогичные, сверстанные за бюджетные деньги мероприятия, с ним в этом сравниться не могут. Что мешает городу проводить подобные качественные события чаще? Спросили у организаторов.

Подготовка к проведению “Бульвара” началась полгода назад. Основным организатором выступил Центр развития социальных культурных и научных проектов АНО АРТ-ФЕСТ. В 2021 году АНО во втором региональном конкурсе Общественной палаты Ульяновской области выиграло субсидию на проведение фестиваля в размере 940 тысяч рублей. По словам основного организатора – директора по маркетингу Dars Development Ильи Валова, эти деньги стали лишь частью от общих затрат. Основные средства привлекала команда “АРТ-ФЕСТа” плюс была небольшая помощь о фонда “Ульяновск – культурна столица”. Во сколько целиком обошлась подготовка фестиваля, организатор не раскрывает, но называет сумму “ничтожно малой” для организации подобного рода событий. По оценке экспертов, проведение мероприятия аналогичного масштаба с учетом приглашения хедлайров, аренды оборудования, создания инфраструктуры и пр. стоит примерно 5-6 млн рублей.

– Изначально подготовка фестиваля начинается за полгода – пишется концепция, выбирается формат, площадка. За три месяца формат работы перешел в ежедневный. В этом году в нашей команде было около 12 человек. Размер стоимости организации мероприятия не раскрываю, потому что она катастрофически мала для подобного рода фестивалей. Так как мы работали с разными подрядчиками, часто что-то делали на дружеской основе, со скидками, где-то бесплатно, – говорит Валов.

В этом году “Бульвар” стал масштабнее: это более 30 ресторанов из Ульяновска, Казани, Самары и Санкт-Петербурга и 10 часов музыки от 19 музыкальных коллективов из Ульяновска, Москвы и Самары. Иногородних – около половины. Валов признается, что некоторым приходилось отказывать из-за временных рамок подготовки, ограниченности бюджета и технических возможностей:

– С фестивалем “Бульвар” мы попали во все рейтинги туристических событий, выиграли несколько национальных туристических премий, попали в топ-50 лучших туристических событий России. И когда мы объявили прием заявок на участие в фестивале, они начали поступать со всей страны.

Илья Валов считает, что проводить такие мероприятия чаще раза в год не имеет смысла – праздник, которого ждут и к которому готовятся, в таком случае перестаёт быть праздником:

– В Ульяновске подобные событийные мероприятия можно проводить и чаще: здесь все зависит от разнообразия концепций, а не от города или дефицита инициаторов. В Ульяновске много профессионалов, которые могут делать действительно классные события. И чтобы такие мероприятия были успешными, нужно их делать профессионально, начиная с ответственного и осознанного выбора даты проведения, частоты проведения, формата мероприятия. Мы не зря 4 года назад выбрали первое воскресенье лета – фестивалем “Бульвар” мы открываем летний сезон. Также самый сложный и болезненный для любого фестиваля вопрос – бюджет. Мероприятие требует колоссальных денег. Подобного “Бульвару” фестивалей существует много, но в Ульяновске именно такого масштаба, с проработанными направлениями стритфуда и подбора музыкальных исполнителей, пока один. Мы рассчитываем, что еще один крупный проект состоится осенью 2022 года. Пока не раскрываем его сути, но это будет большой фестиваль творческой направленности. Такого в Ульяновске еще не было.

С Валовым согласен директор Агентства по развитию туризма Ульяновской области Денис Ильин. По его мнению, попытка частого проведения подобного масштаба фестивалей скатится в привычные на локальном уровне культурные мероприятия с десятком посетителей:

– Праздник будет праздником, когда он проходит редко. Если проводить чаще, то, возможно, более узкой направленности. Например, фестиваль пива, где будут качественная организация, платный вход, дорогостоящие хэдлайнеры, чтобы такое мероприятие прививало культуру потребления напитка, а не скатывалось в уличную попойку. В проведении подобных событийных мероприятий главное – не переборщить, чтобы все не скатывалось в мероприятия, на которые ходят по 12 человек. Фестиваль должны ждать. Также есть проблемы с инфраструктурами вопросами. Например, на “Бульваре” было много людей и все толпились. Зато музеи заповедника “Родина В.И.Ленина” в этот день посещает рекордное количество человек. В прошлом году, например, было около 2000 посетителей. Люди, которые никогда не посещали наши музеи, с удивлением узнают, что у нас есть такие интересные  места и экспозиции.

Ильин анонсировал, что с 2023 года федеральное Агентство по туризму начнет выделять субсидии в размере до 10 миллионов рублей на проведение событийных мероприятий. Одной из заявок от региона станет фестиваль “Бульвар”.

Фото от организаторов мероприятия