Все в белом – такими потребители увидели в магазинах новые упаковки молока и соков. Производителям не хватает красок. Такие временные трудности с поставками отдельных ингредиентов российские предприятия по выпуску повседневных товаров еще будут испытывать в течение нескольких месяцев, пока не найдут новых поставщиков. Исключение составляют разве что высокотехнологичные товары. Здесь импортозамещение займет точно не месяц, не полгода и не год.

Когда в апреле часть пищевых красок попала под запрет на ввоз, производители упаковки стали разрабатывать новый минималистичный дизайн для упаковки своей продукции, чтобы растянуть имеющийся запас как можно на более долгий период и сохранить ассортимент, рассказал “Российской газете” генеральный директор Союзмолока Артем Белов.

За это время предприятия планируют найти альтернативных поставщиков краски и вернуться, если потребуется, к привычной упаковке своей продукции. Для этого разработаны механизмы параллельного импорта, ведется поиск альтернативных новых партнеров из дружественных стран. Пока же он призвал потребителей не пугаться меняющегося внешнего вида товаров – это временная мера и на качестве и безопасности молочных продуктов никак не отражается.

Сейчас индустрия соков, воды и напитков тоже испытывает проблемы с поставками красок для нанесения на различные виды упаковки, подтвердил “РГ” президент “Союзнапитки” Максим Новиков. В этой ситуации некоторые производители уже начали выпуск новой упаковки, где преобладает белый фон, но сохранены узнаваемые элементы брендов и все обозначения продукции, которые требуется наносить в соответствии с техническим регламентом на соковую продукцию.

Крупнейший производитель пищевой упаковки – компания Tetra Pak – еще в марте сообщила, что временно сокращает ассортимент упаковки. Материнская компания находится в Швейцарии, а в России (в Подмосковье) работает завод. Но комплектующие – картон, лаки, краски – импортные. По сообщениям СМИ, российское подразделение оказалось фактически отрезано от этих поставок. Между тем предприятие заявило, что продолжает работать в России.

“Производство упаковочного материала на фабрике в Московской области и отгрузки на предприятия пищевой отрасли продолжаются”, – рассказывали “Интерфаксу” в российском подразделении компании в России в середине мая.

В минпромторге признавали, что на молочную упаковку отмечается повышенный спрос. Но у производителей упаковки есть запасы сырья и материалов, утверждали в министерстве.

По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, вопреки предсказаниям, уже сейчас можно говорить, что торговля во второй раз (после пандемии) справилась с шоковой ситуацией – продукты и другие товары своевременно поставляются в магазины, дефицита нет.

Потребителям не стоит пугаться нового внешнего вида привычных товаров – упаковка без красок не отражается на качестве того, что внутри нее

“Мы выстояли, не прибегая к искажению рыночных механизмов, ценовому регулированию, запретам и принуждениям. Поэтому для российского ретейла, российских брендов, российских производителей и российской логистики ситуация только улучшится”, – заявил министр на форуме “Неделя российского ретейла”.

Представители российского бизнеса признали, что после ажиотажного спроса (на продукты длительного хранения, детские игрушки, электронику) в марте сейчас наблюдается существенное снижение продаж большинства товаров. Многие закупились впрок и сейчас стараются рационально тратить деньги. Между тем производители и поставщики по большинству позиций сумели адаптироваться к новой реальности – нашли альтернативные каналы поставок, запаслись той продукцией, где возможны сбои в импорте.

Сложности есть, пожалуй, только в высокотехнологичной продукции. Пока существенного сужения ассортимента техники не ощущается. Например, ассортимент ноутбуков в начале года насчитывал около двух тысяч позиций, сейчас их около полутора тысяч; бытовой техники было 7-8 тысяч, сейчас около 5 тысяч позиций, рассказал на форуме гендиректор “Ситилинк” Михаил Славинский. С бытовой техникой больших проблем с ассортиментом он не ждет. “А вот что касается микроэлектроники и всего, что связано с нею, там видятся достаточно большие проблемы. Импортозамещение здесь пока в очень начальном статусе”, – признал он.

По мнению генерального директора СТД “Петрович” Евгения Мовчана, сейчас для российского бизнеса есть уникальный шанс для настоящего импортозамещения, “а не переклеивания шильдиков”. В начале 1990-х годов отечественный рынок был фактически отдан глобальным компаниям. Параллельный импорт – нужный инструмент, который позволит сейчас закрыть горящие потребности в оборудовании или сырье. Но одновременно надо работать над настоящим импортозамещением, уверен эксперт.

По словам Мантурова, сегодня появился исторический шанс развернуть сложившуюся в 1990-е модель лицом к российским поставщикам. “Это не значит, что мы будем “выдавливать” из страны зарубежные бренды. Более того, к нам сейчас стучатся турецкие, китайские, индийские, бразильские, иранские партнеры, и для них наш рынок тоже открыт. Однако российские бренды должны, наконец, получить существенные преференции через таможенно-тарифное и налоговое регулирование, приоритетный доступ к торговым площадям высокой проходимости и при отображении на маркетплейсах”, – отметил он.