В период летних каникул школьники много времени уделяют виртуальной сети. В связи с этим важно знать, какие опасности могут ожидать мальчишек и девчонок в сети, и как обезопасить их. С темой «Кибербезопасность детей в интернете» ульяновский учитель математики лицея №20 Вилена Кошева выступала на форуме «Вместе за безопасность детства», проходившего в регионе с 30 мая по 1 июня. О правилах безопасности и существующих опасностях педагог также поделилась в прямом эфире в студии ЦУР. Текст беседы публикует “Ульяновск сегодня”.

— По исследованиям лаборатории Касперского, 92% родителей активно используют девайсы для развития и обучения своего ребенка, а также для организации его досуга, например, в поездках. Таким образом, уже в три года дети знакомятся с гаджетами, и у них развивается любовь к экрану. К 11-14 годам у 97% школьников есть свое устройство с выходом в интернет. Поэтому тема кибербезопасности особенно актуальна сегодня, — пояснила учитель.

Кроме познавательных ресурсов, к сожалению, в интернете имеется и опасный контент, способный навредить психике ребенка. Подростки могут встретить как нежелательную информацию, вроде рекламы или материалов для взрослых, так и реальную угрозу, к примеру, деструктивные группы, призывающие их к различному опасному для их здоровья поведению.

— Самое важное — это бдительность взрослых, они должны быть предельно внимательными и наблюдательными. Это должны быть не только родители, но и учителя, тренера спортшкол, каждый должен следить за изменениями в поведении подростка. К примеру, он может стать неожиданно очень послушным и отрешенным или, наоборот, раздражительным и плаксивым. На все это взрослый должен обратить внимание и поговорить с ребенком в случае опасений, — заметила Вилена Кошева.

По ее словам, наиболее тревожным сигналом является появление у детей шрамов и порезов, а также погружение их в депрессивных фон: прослушивание соответствующей музыки, просмотр фильмов, фотографий. Узнать о самочувствии и мыслях ребят можно и по их жизни в социальных сетях. Важно наблюдать, какие посты выкладывают ребята и какие темы чаще всего затрагивают. Любые изменения должны фиксироваться взрослыми, а в случае возникновения опасений необходимо действовать.

Еще одной серьезной угрозой остается кибербуллинг, которому, к сожалению, подвергаются многие дети.

— Виды кибербуллинга бывают разные, но суть у них одна: человек или группа лиц начинает преследовать ребенка в сети, писать негативные комментарии, выкладывать компрометирующие видео и фотографии без его разрешения с целью высмеять его физические недостатки или особенности поведения, манеру одеваться. Часто ребята боятся об этом рассказать взрослым, чтобы не лишиться доступа в сеть. Этот страх заставляет детей справляться с возникшей проблемой самостоятельно, — предупредила учитель.

Часто травля в интернете переходит и в реальную жизнь, и, наоборот, конфликт при живом общении переносится в сеть. При этом установить личность виртуального преследователя бывает сложно. Однако есть способы предотвратить издевательства.

— Важно, чтобы ребенок вовремя прекратил общение с негативным собеседником. Смысл кибербуллинга теряется в тот момент, когда преследователь не видит реакции. Родителю нужно переключить подростка и поддержать его, чтобы он не читал сообщения, мог временно ограничить доступ к аккаунту, поменял пароль от него. Если после этого травля все равно будет продолжаться, я бы советовала и родителям, и школьникам делать скриншоты переписок и комментариев, чтобы в дальнейшем юридически решить этот вопрос. На форуме мы обсуждали этот вопрос и один из школьников рассказал свою историю, когда в интернет попали его нежелательные фото и первое, что он сделал, обратился к родителям. Вместе они оформили иск в суд, чтобы отстоять честь школьника, — поделилась педагог.

Столкнуться в интернете подростки могут и с мошенниками. Схем по краже личных данных и денег очень много. Одна из самых распространенных — письмо на почту от известных фирм с предложением перейти по ссылке, чтобы получить приз. При этом отличить почту мошенника от аккаунта официального производителя бывает трудно. Разница, бывает, сводится к одному символу.

— Мошенники встречаются и в онлайн-играх. Если аккаунт ребенка привязан к карте взрослого, они часто могут совершать покупки и при этом тратят тысячи, чтобы прокачать свой профиль. У некоторых онлайн-игр есть свои виртуальные ценности, которые долго накапливаются или быстро покупаются. Была реальная история: в социальной сети мошенник снимал видео и говорил, что раздает виртуальную ценность внутри игры, для получения которой ему нужно было написать свой логин и пароль. Ребенок доверился, и все, что он накопил в игре, у него списалось и потратилось, — рассказала спикер о еще одном виде виртуального обмана.

Конечно, чтобы предотвратить подобные исходы событий, родители должны разговаривать с детьми, предупреждать их об опасностях, поддерживать и предлагать свою помощь. При этом во время разговора взрослый должен быть максимально аккуратен, честен и открыт. В свою очередь подростки должны не бояться делиться своими проблемами.

— Зачастую взрослые и дети разговаривают на разных языках. Если не знаете, как поговорить с ребенком об угрозах, есть образовательные мультики на специальных ресурсах или на сайтах, где теме кибербезопасности уделены различные статьи, тесты и интерактивные игры, — предложила учитель.