Параллельный импорт, легализованный в России в мае 2022 года, стал одним из способов обеспечить поставки необходимых для промышленности товаров. Как новая схема поставок будет работать в нынешних условиях и стоит ли опасаться резкого роста контрафактной продукции, “Российской газете” рассказал руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин.

С недавних пор в России вновь легализован параллельный импорт. Как изменилась работа ФТС?

Владимир Булавин: Да, перечень Минпромторга был опубликован 7 мая, он состоит из 56 товарных групп. Основная цель параллельного импорта – это возместить рынок тех товаров, которые так или иначе попали под ограничения на ввоз в РФ.

Принципиальный момент – параллельный импорт не означает контрафакта. Речь идет о ввозе оригинальных изделий, с теми же нанесенными товарными знаками, номерных изделий. Просто изменилась схема – ввозить товары могут не только уполномоченные операторы, которые согласованы с правообладателями.

Что касается контрафакта – как мы с ним боролись, так и будем бороться.

Не приведет ли отсутствие каких-либо заключений или документов правообладателя к ввозу под прикрытием параллельного импорта “серых” товаров? Сможет ли таможня осуществлять контроль на границе?

Владимир Булавин: Еще раз подчеркну – речь идет об оригинальной продукции, которая используется в автомобилестроении, о цифровой технике, авиационных запчастях. У нас есть таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, там сейчас порядка шести тысяч товарных знаков, из них действующих – около двух тысяч.

Если говорить о борьбе с контрафактом – наша система управления рисками настроена на выявление таких товаров, они определяются по различным признакам. За пять месяцев 2022 года таможенные органы выявили более 5 млн контрафактных изделий.

Есть ли уже какая-то статистика по параллельному импорту? Что в основном ввозят в страну и фиксируете ли вы уже увеличение объемов импорта?

Владимир Булавин: Сейчас параллельный импорт определен по товарным группам, в каждую из них попадает большое количество различных товаров. Если говорить строго про товарные группы, то с момента легализации параллельного импорта в Россию завезено продукции почти на 2 млрд долларов.

На наш взгляд, параллельный импорт стоит выстраивать по товарным знакам, тогда можно будет более предметно говорить о решении задач этой меры. Но это уже находится в ведении минпромторга.

Введенные в отношении России санкции нанесли серьезный удар по логистике поставок товаров. Как это отразилось на электронных торговлях, изменилась ли за последние месяцы география международных почтовых отправлений?

Владимир Булавин: Действительно, можно говорить о том, что санкции носят всеобъемлющий характер, по сути, сейчас можно говорить об экономической блокаде. С российского рынка ушли платежные системы, многие интернет-площадки. Конечно, это сказалось на объемах электронной торговли, которая сократилась почти в два раза.

С точки зрения таможенных платежей нужно иметь в виду, что мы повысили порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования – до 1000 евро. Это привело и к снижению таможенных платежей – если в 2021 году мы ежемесячно собирали около 300 млн рублей (по году – больше 3,6 млрд рублей), то в апреле 2022 года мы собрали 2,2 млн рублей, в мае чуть больше – 3,6 млн.

Затруднена и оплата товаров, гарантии и сроки доставки изменились – все это, конечно, привело к определенным затруднениям для тех, кто привык пользоваться электронной торговлей и заказывать товары по интернету.

Можно ли рассчитывать на рост интернет-торговли? Какие инструменты для этого есть у ФТС?

Владимир Булавин: Мы были близки к тому, чтобы вывести электронную торговлю в отдельный вид торговли. Сейчас статус товаров электронной торговли – это товары дальнейшего пользования.

Введение отдельного статуса предполагало создание упрощенной декларации товаров, введение уполномоченного оператора электронной торговли (у нас есть такой опыт интеграции – с “Почтой России”, с отдельными экспресс-перевозчиками). Плюс мы были готовы начать эксперимент по применению бондовых складов, куда бы завозились товары, после чего они выпускаются в свободное обращение и таможенные платежи платятся при выгрузке товара со склада.

Мы были на пути решения этих вопросов. Как вы понимаете, они должны решаться “на пятерых”, на всем пространстве ЕАЭС (Евразийский экономический союз, куда входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. – Прим. “РГ”). Я думаю, ничто не мешает продолжить эту работу. По крайней мере, ФТС России со своей стороны создала центральную почтовую таможню, необходимую инфраструктуру, и, в общем-то, мы готовы были идти дальше.