Главный арендатор сельскохозяйственных земель в Тереньгульском районе в лице ООО «Молвино-Агро» блокирует выпас коров местного фермера. Согласно данным издания Ulnovosti, в собственности езида (курда) – фермера Худо Асояна находится 900 голов коров и сотни овец – это самое большое семейное стадо в Ульяновской области. Чтобы понять масштаб приведем цифры: на местный молзавод им сдается 3 тонны молока из 4,5 тонн, сданных со всего района. В прошлом году семья Асоян уже арендовала на 11 месяцев у ООО земельный участок размером 700 га, после чего привела его в порядок, так как он никогда не обрабатывался. Однако в этом году фермер получил отказ и землю забрали. Кроме того, вокруг его хозяйства перепахали все поля: животным буквально устроили блокаду, лишив, таким образом, места выпаса. Если вопрос с землей не будет  решен в ближайшие недели, то фермеру ничего не останется, кроме как продать или вырезать весь скот. Отметим, что всего в ведении “Молвино-Агро” находится 46 тыс га земель (пахоты), однако из них обрабатывается только 26 га. Все остальное поросло бурьяном.

В деталях о проблеме фермера и распределения районной земли нашей редакции рассказал бывший гендиректор ОАО «Ульяновский механический завод №2» и ООО “Автокраны Ульяновец”, кандидат экономических наук, активный член региональной организации КПРФ Наири Чатинян.

История изначально тяжелая конкретно для Тереньгульского района. Люди здесь при приватизации не получили земельные паи. У нас получилось так, что оставили хозяйства, которые прошли через банкротства и те земельные “банки” остались в руках монополистов – либо вернулись район, либо в область, либо оказались в частных руках. У нас не как, например, в Цильне или Старой Майне, где земля принадлежит огромному количеству пайщиков.

По словам Чатиняна, порядка 80 га земель с/х назначения в Тереньгульском районе находится в собственности у района и области. Большая ее часть находится в аренде у двух крупных латифундистов: американца Хаскилла (юг района, около 9 тыс га) и ООО “Молвино Агро” (около 46 га.земли). Чатинян отметил, что невысокая стоимость аренды земли не побуждает арендатора ее обрабатывать, но дает возможность переуступать право аренды, например, фермерам, за более высокую стоимость. Согласно закону необработанные земли должны отбираться у их держателей, однако в районе этого никто не делает десятилетиями.

– Дело в том, что в Ульяновской области действуют самые низкие арендные ставки на с/х земли, они просто смехотворные. Получив землю в аренду, ты фактически за нее ничего не платишь. Ставки “плавают” от 50 копеек до 10 рублей в год за гектар земли. Такая ставка не стимулирует арендатора земли ее обрабатывать. Зато это стимулирует владельца “банка” земли переуступать право аренды за более высокую цену. Это огромный коррупционный рынок. Все бы было ничего, если бы эти земли обрабатывались. Глубина обработки земель в нашем районе составляет чуть больше 40% и эта цифра держится в строжайшей тайне. По закону арендатор или собственник земли не обрабатывает землю, что приводит к ухудшению ее свойств, то земля отнимается, либо расторгается договор аренды. У нас же десятилетиями никто не выходит с исками о расторжении договоров. Земли можно было отобрать уже много раз, – отмечает Чатинян.

Относительно семьи Асоян наш спикер рассказал, что их скот сейчас находится на грани гибели. Фермеры сейчас решают вопрос с властями относительно предоставления земли для выпаса скота, но пока безуспешно. Чатинян также говорит о необходимости изъятия неиспользуемых земель для передачи ее фермерам. К решению вопроса уже подключились и.о. министра АПК Михаил Семенкин, первый замгубернатора Игорь Эдель и губернатор Алексей Русских.

– Это фантастические люди. 10 лет назад они начинали с одной коровы, сейчас у них 900 голов скота и 600 овец. ООО “Молвино Агро” отдавало им в субаренду участки земли, которые они привели в порядок, засеяли кормом. Однако новый договор аренды компания не заключила и забрала участок земли себе. Сейчас фермеры обратились к властям и пытаются взять другую землю в аренду для выращивания кормов. Для его стада необходимо около 2 тысяч га земли. Сейчас счет идет на недели. На покупных кормах стадо выжить не может, а земли, на которых ранее пасли скот, “Молвино-Агро” раскопали. Если в ближайшие недели ничего не решится, то ему придется либо забивать стадо, либо распродавать скот. Отмечу, что это самое большое семейное стадо в Ульяновской области. Это чистый недосмотр районных властей. Неиспользуемые земли необходимо изъять для передачи их фермерам и, в частности, Асоянам, – заявил Чатинян.