«Тотьма – один из древнейших городов России. По сохранившимся летописям, он ровно на 10 лет старше Москвы!    Город    знаменит еще и тем, что здесь родился и вырос авантюрист-пассионарий и одновременно купец-первооткрыватель американских земель Иван Кусков.»

От ведущего.

Автор  интересных публикация, писатель и краевед  Сергей Воронин  прислал интересное предложение. Цитирую:

      «Жан Бареевич! Я хочу внести предложение. Может, не надо постоянно печатать в Глаголе обширный материал того или иного поэта. Может, имеет смысл ввести рубрику “Одно стихотворение с историей”. Я предлагаю такое…»

Предложение показалось мне заманчивым  и весьма оригинальным. На самлм деле – ведь не зря же еще Ахматова  как-то молвила “О, если б знали из какого сора растут стихи не ведая стыда..”

Ну, допустим она имела ввиду что стихи растут не только от лопухов и золы… Но то что почти каждое стихотворение имеет изначально некую прозаическую (выражусь так) «платформу» – это факт.

Вот и поробуем сегодня …

Ж.М.

*****

Сергей Воронин.

. Горькая награда… русская судьба..

….Малоприметный городок Тотьма  в Вологодской области.

Рядышком стоят две тотемские церкви. Одна – высоченная и нарядная, похожая на торт с воткнутым в него свечками – это церковь Входа Господня в Иерусалим. А рядом с ней маленькая одноэтажная без куполов и колокольни, похожая со стороны то ли на деревенский жалкий магазин, то ли на склад – церковь Рождества Иоанна Предтечи (1738 — 1740 гг.), которая, судя по всему, не используется никак…

Стихотворение ими навеяно такое…

СУхона ты речка, в Тотьме городишке,

В Вологодской области в северном краю

Храм стоит прекрасный — Вход Ирусалимский!

Вот бы в этом месте закончить жизнь свою!..

Рядом с дивным храмом – низкая церквушка

Рождества Предтечи – белая изба.

Милая Россия… древняя старушка…

Горькая награда… мачеха-судьба…

Сухона ты речка… где в нее впадает

Тихая речушка Пёсия Деньга.

Нет царя над вами! Нет для вас закона!

Вы и есть – Россия! Вам весь мир – слуга!

   Храм Входа Господня в Иерусалим требует особого рассказа. В таком маленьком городке Тотьма и вдруг такой дивный по красоте и гордой величавости храм, который напоминает скорее французский средневековый зАмок!

И такое чудо отнюдь не случайно. Тотьма – один из древнейших городов России. По сохранившимся летописям, он ровно на 10 лет старше Москвы! Название Тотьма происходит, вероятнее всего, от финноугорских корней (в языке народа коми «тод» — это «сырое место, поросшее елями и кустарниками», «-ма» – «земля»). Однако в городе активно бытуют различные и очень красивые топонимические легенды, объясняющие другое происхождение названия. Одна из них гласит о том, что то ли Иван Грозный, то ли Петр Первый в свой приезд в Тотьму сказал: «То не город — то тьма». Другая легенда гласит, что «Тотьма» переводится как «город, колдующий воду»: что якобы объясняется тем, что река Сухона (ударение на первый слог) два раза в год меняет направление своего течения (так как берёт начало в Кубенском озере. И когда в половодье уровень воды в реке выше, чем в озере, в верховьях реки направление течения меняется на противоположное и какое-то время река течёт в сторону озера, из которого вытекает).

Тотьма была основана на месте впадения в реку Сухону маленькой реки со странным названием Пёсья Деньга. Народ придумал красивую легенду и на этот счет: что некогда здесь жили очень богатые люди, у которых даже собаки имели деньги! Другая легенда гласит, что тяжелая карета опять же Ивана Грозного во время переезда через Сухону вброд вдруг застряла. И вытаскивать ее собрались все окрестные мужики. Царь за труды потом щедро лично одарил каждого из них деньгами. Но у одного мужика монета вдруг упала в воду. Мужик был зажиточный и даже не стал ее искать и только весело сказал: “Ну и пёс с ней! Зато на царя поглядел!”

На самом деле название реки имеет всё те же финно-угорские корни. Соседняя с Пёсьей Деньгой речка называется чуть короче и проще – Еденьга. В переводе с финно-угорского это и означает – просто “река”. Интересно и то, что в моей Ульяновской области близ Волги протекает река с названием Беденьга. На ней стоят два больших села: Беденьга – в нем живут главным образом татары, и село Русская Беденьга. И в нашем краю считается, что Беденьга – слово по происхождению именно татарское, потому что нам, русским, непонятное.

Рядом с этими Беденьгами имеется село Ундоры. И оно переводится с татарского как “Десять родников”. В Ундорах действительно выходят из окрестных холмов несколько ручьев, вода которых такая же целебная, как вода “нафтуси” на Кавказе, и сюда приезжают лечиться ею люди из разных соседних областей.

 

Однако продолжу рассказ про Тотьму. Город знаменит еще и тем, что здесь родился и вырос авантюрист-пассионарий и одновременно купец-первооткрыватель американских земель Иван Кусков. В молодости он повел неудачный бизнес, от долгов сбежал из города, нанялся в Русско-Американскую торговую компанию, плавал в САСШ (Северо-американские Соединенные Штаты – так тогда назывались США).

Активно осваивал Аляску и юг Америки. И там стал основателем знаменитого форта Росс в Калифорнии. В массовой культуре благодаря мюзиклу «Юнона и Авось» осталось только имя Николая Резанова. А то, что в основе всего предприятия были в широком смысле вологодские купцы и мещане (не только тотемские, но ещё устюжские и каргопольские), остаётся как то за кадром.

Знаменитый Иван Кусков основную часть своей жизни провел именно в Америке, нажил там не только денег, но так же еще и девушку – прямо как один из героев «Земли Санникова». Однако под конец жизни Кусков почему-то и зачем-то вернулся в свою Тотьму, где начал судиться с городом, чтобы восстановить некогда утраченное им тотьминское и вообще русское гражданство… Сегодня в городе Ивану Кускову открыт музей. Он расположен в доме, где жил Кусков уже после возвращения. Там же во дворе стоит памятник Кускову. Кстати, сотрудники музея очень гордятся связями с Америкой, где, вроде бы восстановлен дом Кускова. У них есть и подарки от индейцев, чтущих память своего русского покровителя и защитника. Нынешние благодарные потомки тех самых индейцев неоднократно приезжали в Тотьму и возлагали цветы к памятнику русского землепроходца.

Говоря о русской Америке, нельзя не упомянуть и об английской Америке. Колумб открыл новый свет в 1492 г. И на запад через океан в поисках золота ринулись сотни тысяч людей. Сначала это были в основном испанцы и португальцы, которые искали мистическую страну Эльдорадо. Когда же поток золота иссяк, то в Америку через столетия хлынули уже толпы нищих французов, англичан, шотландцев, ирландцев, немцев и прочих. Эти новым поселенцам нужна была в первую очередь плодородная земля, т.к. в Европе они страдали от малоземелья и в неурожайные годы массово гибли от голода. Западноевропейцы люто ненавидели коренное население – индейцев”! Видели в них никак не союзников, а только конкурентов и поэтому истребляли их самыми жестокими способами. Десятилетиями воевали с ними, натравливали племена аборигенов друг на друга, сгоняли их с плодородных земель в пустынные резервации, где не было никаких условий для жизни, бесплатно раздавали им одеяла, в которых до этого в лазаретах кутались заболевшие чумой, тифом или оспой. И таким образом эпидемии неизлечимых болезней перекидывались уже на индейцев.

И что интересно, именно в это же самое время, при Иване Грозном, в сторону Америки стали массово двигаться и русские люди – но только не через океан, а в противоположном направлении – через Сибирь и Дальний восток. Но русские искали вовсе не земли под хлебные поля – они добывали шкуры норок, песцов и в первую очередь соболей, которые для охотников стоили буквально копейки, но вот на парижских аукционах за них платили уже золотом! Конечно же, русские сталкивались с многочисленным местным населением и не всегда с ними договаривались мирно.

Но Ивану Грозному хватало тяжелейших войн в европейской части России, ему не нужно было народных восстаний еще и на новых территориях, на востоке, так что он рассылал сибирским казакам и русским землепроходцам указы, в которых требовал никаких войн с аборигенами не чинить, стараться находить с ними общие интересы, православие им насильно не навязывать, милостиво разрешал соблюдать по их желанию свои местные языческие обычаи и облагал тамошних крестьян, оленеводов, рыбаков, охотников и прочих весьма малыми налогами (ясаками), а то и вовсе освобождал от них.

Таким образом вся Сибирь и Дальний восток вошли в состав России в целом мирно, без крупных войн. Точно так же повели себя русские и в Америке – на Аляске и в Калифорнии.

Ну и напоследок не могу не возвратиться к моей любимой теме – к этимологии и топонимики (происхождению названий географических пунктов). Дело в том, что помимо далекой от нас Тотьмы в Вологодском крае – совсем рядом с нами, в Мордовии, есть поселок с похожим названием – Потьма. И эта самая Потьма переводится с мордовского почти так же, как и Тотьма – “глухой лес” или даже “дно болота”. Такая схожесть названий отдаленных друг от друга селений объясняется очень просто. До прихода в муромские, марийские и поволжские края славян, которые с киевских земель бежали сюда от монгольского нашествия, здесь жили многочисленные финноугорские (мордовские) племена. От них и остались столь привычные нам сегодня названия: Москва (от “масы кува”, т.е. “красивое место”), Кремль (от “кемля” – пологий склон с холма к реке), Рязань (“земля мордовского народа эрзя”), Волга ( от “ра волгай” – “большая вода”), Арзамас (от “эрзя мастор” – “родина эрзи”), Пенза ( “рябина”), Инза (от “инзей” – “малина”), а также непереводимые на русский язык чисто мордовские названия городов Муром, Ростов, озеро Неро и десятки тысяч других. Интересно, что даже знаменитый русский мат имеет именно мордовские корни и смачные нынешние ругательства означают на эрзянском всего лишь “дупло” и “змея”.

Знаменательно также и то, что эрзяне во множественном числе называют себя РАСЬКЕ. Не отсюда ли потом возникло слово РУССКИИЕ??