О сохранении советского модернизма можно забыть

Объявлено о реконструкции здания гостиницы «Венец», за которую возьмется ее арендатор. Появилась реальная опасность, что жемчужина Ульяновска – мемориальный ансамбль, построенный к 100-летию Ленина, в итоге потеряет свое единство, рассыплется. Более того, это решение подвело черту под дискуссией, стоит ли сохранять архитектуру советского модернизма, которая в 60-80-е годы, на волне ленинских юбилеев, сформировала облик Ульяновска.

Ремонт фасада. Есть решение
«СК» уже писал, что гостиница «Венец» отдана в аренду на 49 лет с возможностью продления этого срока. В официальных сообщениях говорится, что арендатор планирует заняться реконструкцией здания и приступит к работам уже в этом году. Первые лица области и города заверяют, что будут держать деятельность инвестора под контролем и все изменения во внешнем облике гостиницы пройдут через обязательное согласование с профессиональным сообществом на градостроительном совете при губернаторе и на муниципальной комиссии по архитектуре и градостроительству. Но поскольку практика работы этих органов уже сложилась – всегда в пользу определенных интересантов, – то очевидно: они будут выполнять роль ширмы и всячески сопутствовать интересам не города, а инвестора. Причем есть основания предполагать, что он заранее получил заверения в лояльности власти, потому что сдача «Венца» в аренду довольно долго буксовала, и вдруг все решилось моментально.

Теперь о том, почему интересы города и инвестора вряд ли совпадут. Ремонт фасада «Венца», если подходить к делу профессионально и ответственно, – задача очень сложная. Почти пять лет назад, в сентябре 2017 года, архитекторы, историки, краеведы, юристы, чиновники обсуждали варианты реконструкции фасада гостиницы, которые подготовила архитектурная мастерская Олега Владимирова.

Задача воссоздать первоначальную красоту здания осложнялась тем, что невозможно использовать старые материалы для реконструкции и не существует технологии, которая позволила бы восстановить стеклянную плитку на фасаде гостиницы. Рассматривались варианты облицовки здания современными материалами, которые копируют текстуру «родного». Каждый из предложенных проектов предполагал приличные вложения (в четыре-пять раз больше, чем просто оштукатурить здание). Причем тогда речь шла о реконструкции нижней части гостиницы. Привести в порядок высотную часть – гораздо дороже.

Все участники совещания были единодушны в том, что гостиницу «Венец» нельзя рассматривать отдельно от мемориального ансамбля, построенного к 100-летию Ленина. А значит, выбирая фасад для «Венца», нужно держать в уме как минимум Мемцентр, здание педуниверситета и первой школы. Но тут есть сложности с законодательством: здания мемориального ансамбля не имеют статуса «объект культурного наследия», а значит, в перспективе к зданию гостиницы потенциальный инвестор при желании может делать пристрои и даже надстраивать этажи.

Стирают лицо города
Пять лет назад на упомянутом выше совещании архитекторы, краеведы говорили не только о проблемах реконструкции гостиницы «Венец», но и об отношении к наследию советского модернизма в принципе. Особенно жестко эта тема обозначилась еще в 2013 году после того, как жертвой бизнес-интересов пал ЦУМ. Это здание было построено в 1970-м и на удивление гармонично вписалось в застройку исторической улицы. После перехода в собственность бизнесмену Рябову оно пережило реконструкцию и, превратившись в коробку, оклеенную рекламой, полностью утратило свою архитектурную ценность, испортило знаковое городское пространство – перекресток двух центральных улиц. Эту тему в свое время тоже бурно обсуждали. Культурное сообщество подняло проблему – власть задвинула. Хотя для Ульяновска вопросы: «Быть или не быть советскому модернизму? Как сохранить достойные объекты этого архитектурного направления?» – актуальны, как, может быть, ни для одного другого города. Ведь значительная часть областного центра (не только мемориальная зона, но и вокзалы, дворцы, стадионы, гостиницы, кинотеатры, большинство жилых кварталов и улиц) были построены к ленинским юбилеям (100 и 125-летию). Советский модернизм в Ульяновске представлен проектами, над которыми работали именитые архитекторы и градостроители, тогда была поставлена задача: для родины Ленина – лучшее. Есть, чем гордиться и что сохранять. Но многое бездумно уничтожается или уже уничтожено. Торговый центр «Спартак», построенный на месте одноименного стадиона, изуродовал угол улицы Железной Дивизии (в итоге крупномасштабное решение улицы Минаева – важнейшей городской магистрали, связывающей Засвияжье с Заволжьем, найденное архитектором Титовым, было сломано). Уничтожен градостроительный ансамбль на площади у ДК УАЗ (теперь Центр креативных компетенций «Патриот»), На месте сквера – временная церковь и стройка храма, огороженная забором из профлиста. Само здание ДК, перелицованное в керамогранит, потеряло все признаки советского модернизма и стало тем, «чего на белом свете вообще не может быть». На этой же площади до неузнаваемости перекроен кинотеатр «Свияга» под «Пятое солнце», которое тоже загнулось. Загублен вид на автовокзал, построенный к 100-летию Ленина… Сам Мемориал очень болезненно переживает реконструкцию. И уже ясно, что без потерь из нее не выйдет. Список жертв варварского отношения к архитектуре советского модернизма можно продолжать. И главное – он открыт.

Теряем высоту
Одной из первых в ряду ленинских юбилейных объектов была построена гостиница «Советская» (1969 год). Семиэтажная красавица из стекла и бетона олицетворяла прорыв: это было первое каркасно-панельное здание, с фундаментом на свайном основании (архитектор Н.Н. Медведев). На следующий год в марте, за несколько недель до торжественного празднования 100-летия Ленина, ввели в эксплуатацию «Венец». И легендарный небоскреб открыл совершенно новые высоты во всех смыслах. Он стал настоящим венцом – высшей точкой города, его украшением, гордостью и визитной карточкой.

«Венец» давно утратил былую славу лучшей гостиницы. Его посетители выкладывают в соцсети фотографии и видео, которые демонстрируют убогость номерного фонда. И снаружи здание заметно обветшало. Гостиница, действительно, нуждается в ремонте. Местная власть десятилетиями решала, как с ней быть и что делать, не предпринимая в итоге ничего толкового. Несколько раз ее выставляли на торги, которые так и не состоялись. В 2017 году сити-менеджер Ульяновска Алексей Гаев говорил о предстоящем ремонте «Венца» за счет бюджетных средств, о том, что «визитная карточка» Ульяновска должна стать лучшей гостиницей города. Сейчас он тоже что-то такое говорит, но уже в статусе директора МАУ «Агентство городских инициатив». По большому счету, уже давно не имеет значения, что власть транслирует. Сегодня она обещает, что «Венец» сохранит свое лицо, и инвесторы сделают такой ремонт, какой им позволят. Но в нынешних обстоятельствах ей ничего другого и не остается. Время упущено: небоскреб так и не получил статуса объекта культурного наследия, который защитил бы его от нежелательных перестроек. Скорее всего, этот вопрос власть похоронила намеренно. Ведь деловой мир вяло интересуется объектами, которые обременяют его какими-то обязательствами. «Венец» сбыли с рук без обязательств, и решать его судьбу теперь будут другие – жестко, категорично, сообразуясь с интересами своего бизнеса, а не с тем, что значит это здание для города и горожан, какова его ментальная и архитектурная ценность. Какие это будут решения, увидим.

Справка
Здание гостиницы «Венец» проектировал Ленинградский институт «ЛенЗНИИЭП». Автор проекта – архитектор Б.Н. Баныкин. Высотная часть гостиницы решена в виде стальной многоэтажной этажерки высотой в 79 метров, фундаменты как высотной, так и низкой части здания, решены на свайном основании. Сваи забивные, сечением 40X40. Под высотный корпус забита 1000 свай, под низкий – 1200. Ростверк на свайном основании под высотный корпус предусмотрен в виде сплошной мощной железобетонной плиты толщиной полтора метра, которая заложена на глубину семь метров от земной поверхности. Строительный объем гостиницы – 120 тыс. куб.м, количество мест – 1008, номеров – 550.

В Ленинграде подобную гостиницу строили пять лет, в Ульяновске – два с половиной года.


Гостиница «Венец» и архитектурный комплекс площади. Фото wikipedia.org