Под Ульяновском в крупнейшем в регионе детском лагере произошло ЧП: пьяный мужчина с соседней базы отдыха ворвался ранним утром к детям в комнаты. Мужчина издевался над малолетними, ударил нескольких мальчиков, после чего его скрутили. Сам факт, что в лагере с очень хорошей репутацией такое оказалось возможным, заставил вновь задуматься об узких местах в системе безопасности детских учреждений. Подробнее — в материале «Известий».

Мужчина ворвался в детский лагерь «Волжанка» в селе Ундоры Ульяновской области в ночь на 10 июля. Около 4–5 утра, еще до подъема, он перелез через забор, вошел в домик, где отдыхали дети, поднялся на второй этаж и зашел сначала к мальчикам 9–10 лет, а затем к девочкам. 24-летний мужчина нецензурно ругался, одного ребенка толкнул, другого побил, заставлял их выстраиваться по росту и чистить зубы. Девочек не бил, но какое-то время делал в детской комнате шокирующие вещи — тряс их, чтобы они проснулись, кричал матом, одну из них стал называть своей дочерью и обнимать. Всего от неадекватных действий мужчины пострадали шестеро детей.

В ГУ МВД по Ульяновской области сообщили, что сообщение об инциденте в полицию поступило около 5 утра. Мужчину задержали сотрудники частного охранного предприятия, которые занимались охраной лагеря, и передали сотрудникам полиции.

Уголовное дело передали в региональное управление СК России. Было возбуждено дело по ч. 1 ст. 213 УК РФ («​​​​​Хулиганство»), которое затем переквалифицировали на более тяжкую 2-ю часть («с сопротивлением лицу, пресекающему нарушение общественного порядка»). Жителю Ульяновска за пьяную выходку может грозить до семи лет лишения свободы. Его отправили в СИЗО.

Одновременно правоохранительные органы, в том числе прокуратура, проверят обеспечение безопасности несовершеннолетних и персонала в детском лагере.

В соцсетях публикуют подробности произошедшего. Так, в Telegram-каналах был опубликован рассказ воспитанницы детского лагеря, которая стала свидетелем произошедшего. Она рассказала, что мужчина разбудил ее, уронил на пол, потом стал говорить с ее соседкой — кричал матом, затем почему-то укрыл одеялом, поцеловал в щеку и пообещал защиту. По ее словам, он избил одного из мальчиков, выстроил детей шеренгой и отправил чистить зубы. Только после этого пришел первый вожатый, а за ним и остальные взрослые.

По данным канала Baza, молодой человек перелез через забор в районе банного комплекса, где моются вожатые, и якобы поэтому охранник не обратил на него внимания. Утверждается, что он «праздновал помолвку со своей девушкой», но перебрал и отправился «искать себе ребенка». Сам он утверждает, что ничего не помнит, так как был пьян.

Министр просвещения Ульяновской области Наталья Семенова заявила, что ситуацию проанализируют вместе с МВД, Росгвардией и директорами лагерей. Возобновляются комплексные проверки всех лагерей, которые уже проводились перед началом сезона. Вопросы сейчас появились не к наличию охранников — они есть везде, — а к тому, каков алгоритм их действий в непредвиденной ситуации.

Председатель Фонда развития детских лагерей Андрей Данилков замечает, что единственная системная проблема, которую он видит в ситуации с безопасностью детских лагерей, — это сложности с подбором качественного частного охранного предприятия. По его словам, контракты заключаются с охранными предприятиями средней руки, а зарплаты и квалификация работников там не очень высокие. Как правило, сотрудники не прошли специальную подготовку, не имеют необходимых навыков ни в обеспечении безопасности, ни в общении с детьми и родителями.

Замруководителя комитета по туризму «Опоры России», руководитель Союза организаторов детского активного туризма Марина Ненарокова отмечает, что формирование ЧОПов — очень большая проблема. По ее словам, можно было бы охранять детские лагеря сотрудниками Росгвардии, как это происходит с рядом федеральных оздоровительных учреждений, но на это нет ни денег, ни персонала.

Марина Ненарокова подчеркивает, что меры, которые должны предпринимать лагеря для обеспечения детской безопасности, более чем достаточны и даже избыточны. Более того, замечает Ненарокова, ситуация, когда после каждого происшествия чиновники пытаются ужесточить нормативно-правовые требования и закрутить гайки, только мешает развитию лагерей.

— От этого в первую очередь страдают добросовестные легальные предприниматели, исполнители, люди законопослушные, — считает она. — Многие требования имеют мало отношения к безопасности, но влияют на цену путевки, на загруженность людей и необходимость увеличивать административный персонал.

Однако замечает, что в небогатых регионах очень часто детские лагеря не могут обеспечить современный уровень комфорта, и, вероятно, с безопасностью дела обстоят так же. Такие организации стараются на всем экономить. При этом ситуацию в Ульяновске Ненарокова называет все-таки исключением из правил.

Андрей Данилков подчеркивает, что инцидент в «Волжанке» — сбой системы. Узкие места в безопасности могут оказаться где угодно. По его словам, могло сложиться так, что охрана просто не успела добежать до места происшествия из-за большой территории. По его словам, все лагеря должны быть закрыты двухметровым забором, оснащены камерами, должна быть охрана с тревожной кнопкой с выводом на пульт вневедомственной охраны. Другое дело, что многие лагеря находятся в удалении до 50 км от этих постов и время реагирования увеличивается до полутора часов.

Светлана Коваль замечает, что после трагедии на Сямозере в 2016 году появились очень жесткие требования и следующие за ними проверки — не исполнить какие-то из предписаний просто нельзя. Она считает, что сейчас проблема может быть в том, что лагерь «забор в забор» располагается с базой отдыха. По словам Коваль, с советских времен детские лагеря располагались рядом друг с другом, и в 1990-е многие из них стали коммерческими базами отдыха, поэтому и получилось такое соседство. В истории с «Волжанкой» неясна ситуация и с помещениями для детей — почему они оказались открыты. По идее ночью они должны быть закрыты, но с обязательным условием для беспрепятственного выхода из этого помещения — по противопожарным нормам.

— Мы в профессиональном сообществе тоже этот вопрос обсуждали, — говорит Коваль. — Непонятно, как получилось, что корпус был открыт. Обычно на первом этаже напротив входа в любых типовых зданиях располагалась комната взрослого персонала, администратора. Есть лагеря, где в каждом корпусе круглосуточно дежурит администратор. Это тоже удивительно.

Руководитель направления «Детский туризм» Национального туроператора «Алеан» Инна Назина дает родителям несколько советов перед выбором детского лагеря. Во-первых, нужно проверить, входит ли он в региональный Реестр организаций детского отдыха и оздоровления. Во-вторых, изучить отзывы и рейтинг лагеря. Но помнить: если в конкретном лагере случилось какое-либо происшествие, это еще не повод считать этот лагерь плохим раз и навсегда. Насторожить родителей должно наличие систематических претензий и плохих отзывов в комментариях.