Сегодня, 18 июля, на станцию Ульяновск-3 прибыл первый прямой контейнерный поезд из китайской провинции Чэнду. Состав из 56 40-футовых контейнеров выехал 28 июня. В правительстве Ульяновской области говорят, что проект позволяет предприятиям сократить логистику до 12-18 дней и сэкономить на доставке до 30%. Сейчас тариф составляет восемь тысяч долларов за контейнер.

Количество контейнеров в составе превысило стандарт – вместо 50 – 56, говорит глава кабмина Ульяновской области Владимир Разумков. В них – сырье, материалы и готовая продукция для 25 предприятий региона. Китайские товары заказали в основном средние предприятия, начиная от автопрома и заканчивая легкой промышленностью. В числе крупных заказчиков – УАЗ (ряд позиций автокомпонентов), “Технониколь”, швейная фабрика “Бостон”. На самих предприятиях не раскрывают, что конкретно они приобрели у китайских производителей.

До конца года ПОЭЗ и правительство планируют “раскачать” прямые контейнерные перевозки до 6-8 составов. В ближайшей перспективе в Ульяновск приедут еще два поезда: второй состав сейчас находится в Забайкальске, третий отправится в 20-х числах июля:

– Из-за положения Ульяновска и имеющейся инфраструктуры этот проект на сегодняшний день является достаточно выигрышным. Мы разгружаем логистические мощности центра России. Это выгодно, прежде всего, для предприятий Поволжья. Будем стараться делать так, чтобы Ульяновск стал центром железнодорожной логистики. На сегодняшний день присоединились Самарская область, есть заявки от коллег из Чувашии, – комментирует глава ульяновского правительства Владимир Разумков.

Сейчас потребность предприятий составляет 160-200 40-футовых контейнеров ежемесячно, говорит гендиректор АО “Портовая особая экономическая зона” Олег Барабанов. При нормальном режиме работы срок доставки может составлять 12-18 дней. В числе факторов, которые затягивают процесс, – закрытые станции в Китае, заторы и введение с их стороны ограничений:

– Мы проанализировали практически все предприятия региона, которые в прошлом и текущем годах осуществляли поставки сырья, продукции, материалов из Китая. Сформировали комплексную базу потребностей предприятий, сейчас она составляет 160-200 40-футовых контейнеров ежемесячно. Для удобства мы организуем полный комплекс услуг – как оператор доставляем продукцию со стороны Китая от завода-изготовителя до конкретного завода на территории Ульяновской области. Сейчас логистика выстроена так, что все грузы идут в Москву, а потом из Москвы в регионы. Это гораздо дороже и загружает основные транспортные артерии.

Вторая задача проекта – наращивать экспорт. Пока контейнерный поезд из Ульяновска в Китай ничего не отвез. Начать обратную загрузку планируется с сентября 2022 года. Сейчас предприятиям необходимо заняться оформлением соответствующих разрешений, лицензий и сертификатов.

Еще одна перспектива – строительство на территории ПОЭЗ альтернативного логистического хаба. Как только проект встанет на регулярные рельсы, с такой инициативой регион выйдет к руководству РЖД.