МКУ “Организатор пассажирских перевозок” начало проводить торги по обслуживанию маршрутов общественного транспорта, стоимость проезда в которых будет устанавливаться облправительством. Условия торгов наглядно показывают, что работа общественного транспорта Ульяновска в ближайшее время вряд ли заметно улучшится. Перевозчики получают из бюджета минимальные суммы, хотя выпадающие доходы у них составляют миллионы рублей. При этом на отдельные маршруты денег выделяется в разы больше. Почему?

Около шести миллионов рублей получит в 2022 году димитровградское ООО “Бизнес Недвижимость Капитал” (БНК) из бюджета Ульяновска за обслуживание двух маршрутов общественного транспорта, работающих по регулируемым тарифам. Стоимость проезда на таких маршрутах определяет региональное правительство, поэтому часть расходов перевозчику компенсирует бюджет.

1,027 миллиона компании выплатят за работу на маршруте №1 от Центробанка до аэропорта имени Карамзина, 4,97 миллиона – за обслуживание маршрута №20 от Центробанка до улицы Отрадной. Как отмечается в обосновании цены контрактов, по обоим маршрутам расходы БНК покрыты бюджетными средствами и оплатой проезда пассажиров не будут. Так, для 20-го маршрута стоимость работ по обслуживанию составит до конца года более 17 миллионов рублей, а пассажиры заплатят всего 4,5 миллиона. То есть перевозчик, чтобы хотя бы не работать в убыток, должен получить из бюджета почти 13 миллионов рублей. Но, говорится в обосновании цены контракта, “в соответствии с пунктом 2 статьи 72, пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, в связи с тем, что рассчитанная в установленном статьей 22 Закона № 44-ФЗ порядке, начальная (максимальная) цена контракта превышает размер предусмотренных на закупку работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в городе Ульяновске, бюджетных средств, начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с объемом выделенных бюджетных средств. На основании изложенного, НМЦК составила  4 971 450,96 руб”.

В обоих аукционах БНК является единственным участником. Учредитель компании – Наталья Рожкова. Стоит предположить, что Наталья Евгеньевна приходится родственницей депутату ЗСО Михаилу Рожкову, бывшему директору ОГУП “Автопассервис” и ОАО “ПАТП-1”. Вместе с депутатом госпожа Рожкова руководит другой компанией – ООО “АТП”. БНК, кроме победы на аукционах на 6 миллионов рублей, имеет контракты с областным минтрансом на почти 35 миллионов рублей и с Управлением транспорта Ульяновска на 12 миллионов рублей.

Казалось бы, БНК берет на обслуживание заведомо невыгодные маршруты. Но ситуация с финансированием по другим маршрутам выглядит еще хуже.

Например, аукцион на почти 4,9 миллиона рублей проводят на обслуживание в 2022 году сразу девяти маршрутов: № 13с, 30э, 31, 46, 66, 91, 92, 95, 26с. По расчету цены контракта, перевозчику необходимо доплатить почти 50 миллионов рублей. Но сумма из бюджета заложена в 10 раз меньшая.

С другими маршрутами и того хуже. Перевозчик, который возьмется обслуживать в 2023 году маршрут № 28, недополучит 137 миллионов рублей, говорится в обосновании цены контракта. Но бюджетных лимитов на этот маршрут выделено всего 107 тысяч рублей. По другим выставленным на торги маршрутам, которые нужно обслуживать в 2023 году, бюджетные лимиты также составляют около ста тысяч рублей или меньше.

На фоне такой разницы в суммах лимитов бюджета стоимость одного километра перевозок для разных маршрутов оказывается огромной. Максимальна она для контрактов с БНК. Например, по 20-му маршруту это 31,32 рубля за километр. Для неразыгранных пока маршрутов 13с, 30э, 31, 46, 66, 91, 92, 95, 26с это 5,49 рубля. Для 28 маршрута один километр пути оценен всего в 0,06 рубля.

Мы обратились за разъяснениями к директору МКУ “Организатор пассажирских перевозок”, депутату ГорДумы Владимиру Фадееву. По его словам, такое странное распределение средств производится исходя из существующей нагрузки на маршрут и доведенных лимитов. И добавляет, что со следующего года будет рассмотрен вопрос об их увеличении.

У каждого маршрута свои расчеты и нагрузки. Мы действуем в рамках лимитов. Если область давала нам на какой-то маршрут субсидии одного размера, то эти же лимиты до нас в таком объеме и дошли. Понятно, что для простого перевозчика здесь кроется несправедливость, но мы действуем в заданных рамках. В следующем году эти лимиты мы планируем пересмотреть в сторону увеличения и выработать единый подход. Сейчас первый маршрут ходит фактически пустым и перевозчика туда мы найти не можем – никто не соглашается, только при субсидировании. 28-й это вполне доходный маршрут в плане самоокупаемости и не является минусовым. По нему постоянно идут обращения из-за того, что он битком. Подвижного состава на нем не хватает, мы перевозчика просим поставить на него дополнительный транспорт, но он отказывается. Добиться этого пока не можем, – рассказал Фадеев.