«…К Ульяновску “Суворов” подошел в светлые июньские сумерки. Стоянки здесь не предусматривалось. Теплоход, минуя причальную стенку речного порта, шел по фарватеру реки под мостовой пролет…»

От ведущего.

Судя по всему  человеческое сообщество  доблестно пройдя все  перечисленные  «ученым»  миром  эпохи  (рабовладельческая, буржуазная – и еще пара-тройка) – ныне вплотную  перешло в эпоху бесконечной болтовни, предсказаний, сомнительных умозаключений хипстерской трескотни  и «блоххерских» и тошнотворного самолюбования бесчисленного племени «уоучей» и неучей…

Их безуспешно пытаются перещеголять и стада политиков разного ранга и уровня…

Говоря проще – слов много – а  здравого  смысла – как  пшеничного зернышка в навозной куче….

Скажу вам прямо: все это (порожденное возможностями интернета и нарастающим скудоумием «мыслителей») мне лично просто «осто..ибэнило».  И читать, и слушать.

Потому вводим в «Глаголе» еще один формат..Ну, назовем его «ИСТ- ФАКТ». Не «истфак»(т.е. «исторический факультет» а просто  «Исторический факт». Короче: что было-то было. Умозаключения пусть вершит читатель.

На сегодня- два первых «истфакта».

Поехали!

.   Ж.М.

Переход « Суворова».

(Не через Альпы – и не генералиссимуса).

Окна корпункта “Известий” выходили на Волгу. Время двигалось к полуночи, когда внизу, на знаменитой ульяновской “восьмерке”, ведущей к речному порту и мосту через реку, раздались душераздирающие сирены “скорой помощи”. Выглянув в окно, я увидел бесконечную цепочку мигалок. Десятки “карет” неслись из города к Волге… Что там случилось, у реки?

Телефон дежурного речного порта был недоступен. Дежурная служба горисполкома беспрерывно занята. На “скорой” молчали.

На набережную Волги уже никого не пускали. Железнодорожно-автомобильный мост был перекрыт наглухо.

Лишь через несколько часов стала известна общая картина трагедии, произошедшей под Ульяновском. Четырехпалубный теплоход “Александр Суворов” совершал туристический рейс по маршруту Ростов-на-Дону-Москва. На борту было около четырехсот человек – туристы, команда, обслуга.

…К Ульяновску “Суворов” подошел в светлые июньские сумерки. Стоянки здесь не предусматривалось. Теплоход, минуя причальную стенку речного порта, шел по фарватеру реки под мостовой пролет…

Тут надо подчеркнуть вот что. Пролеты моста, построенного еще до революции 1917 года, идут с понижением – от крутого правого берега к пологому левому. Естественно, самые высокие от уреза воды – правобережные. Теплоходы, идущие снизу, должны проходить под мостом пятым пролетом.

В ту злополучную ночь вместо обязательного для всех капитанов пятого пролета “Суворов” шел в более низкий, шестой пролет. Это и привело к катастрофе…

Диспетчер речного порта заметил неправильное движение судна. Он стал предупреждать вахтенных на “Суворове” о надвигающейся беде. В сгущающуюся темноту полетели предупредительные ракеты.

Все было бесполезно. Со скоростью тринадцать с половиной узлов “Суворов” врезался в мост. Верхняя ферма моста срезала, как бритвой, капитанскую рубку, следом – зрительный зал на верхней палубе. Калечила, разрывала на части, сметала с палубы захваченных в разгар вечернего веселья пассажиров…

В это время по мосту шел железнодорожный состав, груженный лесом-кругляком. От мощного удара, сотрясшего мост, платформы поезда полезли друг на друга; бревна полетели вниз, на судно, калеча и добивая людей. Это был ад…

Столкновение произошло без десяти одиннадцать. Теплоход со срезанной верхней палубой пролез под мостовой пролет, закрутился на одном месте и замер…

В ту страшную ночь на “Суворове” погибли 176 человек. Очевидцы рассказывали о потоках крови, расчлененных трупах, оторвавшихся конечностях. От этого зрелища становилось не по себе даже врачам…

…Я бросился писать в номер репортаж о величайшей трагедии в истории волжского судоходства. Телетайп в корпункте вроде бы работал. Текст вроде бы ушел в Москву. Я полагал, что его опубликуют. Но этого не случилось. Вместо моего репортажа появилось краткое сообщение ТАСС: “От Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР. 5 июня с.г. на Волге, вблизи Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода “Александр Суворов”, повлекшая за собой человеческие жертвы. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших”.

И – все. Что ж удивляться, если у нас в ту пору, по официальной версии, практически не случались даже естественные катаклизмы – землетрясения, наводнения, извержения вулканов, уж не говоря о ЧП, где на первый план вылезал “человеческий фактор”. А это был тот самый случай.

Конечно, негласно было заведено дело. Предстояло ответить на главный вопрос: кто виноват в том, что судно устремилось не в пятый, а в шестой, непроходной, пролет?

Следствие дотошно изучало эту загадку. Высказывались даже предположения о некой “диверсии” иностранных спецслужб. Но все оказалось куда проще и по-нашему, по-российски, привычнее.

В официальных ведомственных уставах речфлота, подчеркнуто, что в первую голову ответственность за “надлежащее несение вахты” несут вахтенные. В тот вечер дежурили штурман Митенков и рулевой Уваров. Капитан судна Клейменов спал в каюте: ему предстояла, как всегда, ночная вахта.

Так вот, свидетели, заглянувшие в рубку теплохода за несколько минут до столкновения, говорили впоследствии следователям, что штурман якобы преспокойно читал детектив, а рулевой был явно “не сосредоточен” перед прохождением моста. Кроме того, сигнальные огни на мосту еще не были зажжены. К тому же над шестым пролетом стояла будка путевого обходчика, которую в сумерках можно было принять за сигнальный щит (для судов, идущих снизу по реке, она и выглядела как прямоугольный щит).

Но виновного найти было надо. Судили капитана Клейменова – не за то, что судно врезалось в мост, а за то, что, выброшенный ударом из каюты в Волгу, он не вернулся на судно и “не принял надлежащих мер”. Ему дали десять лет…

Теплоход “Александр Суворов” через некоторое время был отремонтирован и продолжает бороздить волжские просторы.

Волны зализали давнюю трагедию.

Ну, и еще один «истфакт»- для меня неожиданный…

 Из почты.

Н.Полотнянко –  Ж.Миндубаеву.

Готовлю книгу из того, что почти не печаталось, вот набрёл на стихи и решил посвятить тебе, мы ведь полвека провели в одной лодке времени, надо это отметить. К тому же, помнится, этот этюд тебе понравился.

Н. Полотнянко

Птичий двор

               Жану Миндубаеву

 

Что за шум разразился на птичьем дворе –

Суматоха, и пенье, и ругань!

Даже пёс затаился в своей конуре

И, бедняга, дрожит от испуга.

 

Уж спесива на что петушиная знать,

Но и та расходилась так мощно.

И на кур вдруг напала охота летать,

Раскудахтались, крылья топорщат.

 

Вспыхнул порохом дерзкий куриный мятеж.

Но зачем им летать, посудите:

Корм сегодня в кормушки засыпан и свеж,

И вода не иссякла в корыте.

 

Клюй от туда, кудахтай, что хочешь, несись,

На лодыжках наращивай мясо.

Так ведь нет, захотелось куда-то им ввысь!?

Жаждут в жизни своей перетряса?