«Собраться с мыслями и целый день молчать, Смотреть друг в друга пристально и нервно – В зеркальную сверкающую гладь, Что так не прочна, зыбка, эфемерна….» ПРЕДЧУВСТВИЕ АПОКАЛИПСИСА Полгода назад, 13 февраля 2022 года, перестало биться сердце самобытного поэта Владимира Жилкина. Когда певец и музыкант Сергей Лямин позвонил и сообщил печальную новость, мне сразу вспомнилось стихотворение Александра Андрюхина: Умер поэт неизвестный, непризнанный, Почти всё так, только до старости Владимир Жилкин не дожил, ему было лишь 47 лет. В 1990-х годах я напечатал его стихи в газете «Град Симбирск», и они, к сожалению, оказались единственной публикацией поэта. Родился он 7 марта 1974 года в селе Дмитриево-Помряскино Старомайнского района. Учился в местной школе, где труд и изобразительное искусство преподавал его отец Евгений Михайлович. А мама, Лидия Васильевна, работала экономистом в совхозе «Неверовский». По её воспоминаниям, Володя уже в начальных классах проявлял себя как творческая личность – много читал, писал прекрасные сочинения о природе, был маленьким философом. С детства он увлекался музыкой, научился играть на гитаре. Рано начал писать стихи, но печатать их не хотел и никуда не посылал. Его кумирами в те годы были Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Владимир Высоцкий и Андрей Макаревич. А когда Сергей Лямин создал в Дмитриево-Помряскино вокально-инструментальный ансамбль, с большим удовольствием пел в нём и играл на гитаре. После окончания школы Владимир Жилкин учился в Ульяновском культпросветучилище, но не смог его закончить, так сложились обстоятельства. Работал на приборостроительном заводе в Старой Майне, был опиловщиком фасонных деталей. После развала страны остался без работы, но продолжал увлекаться музыкой, писал стихи, ездил с концертами по сёлам Старомайнского района. В то время я и познакомился с ним, когда приехал в гости к Сергею Лямину. Потом пару раз заезжал к Жилкину домой. С трудом мне удалось уговорить его опубликовать стихи в газете «Град Симбирск», где я тогда вёл литературную страницу. Публикация всё-таки состоялась, с фотографией поэта и самыми яркими его стихами. Договорились напечатать ещё одну подборку, но больше он мне так ничего и не прислал… С 1998 года жизнь его по состоянию здоровья ограничилась домом и садом. Лидия Васильевна вспоминает, что Володя называл сад своим лесом, так как в нём, кроме плодово-ягодных культур, росли ещё и берёзы, ели, ландыши. Поэт очень любил природу, простор и ветер. С годами заметно сократилось его общение с друзьями, а здоровье продолжало ухудшаться, и он скончался после тяжёлой болезни. Остались три толстых тетрадки его стихов, которые убитая горем Лидия Васильевна прислала мне, не зная, что с ними теперь делать… Стихи Владимира Жилкина в большинстве своём тяжёлые, с философским смыслом. И совсем мало у него беззаботных стихотворений, таких, например: «Картошка, осень, калий-хлор, / Ты пишешь что-то, я – скучаю, / Нарядный, жёлто-красный двор – / Как трогательный тортик к чаю».
Или насмешливо-иронических: «Герр Штудтгартен писал роман, / Сэр Джессет пил коньяк, / А дед Василий драл баян, / Чтоб распугать собак». И ещё из этой серии: «Зимний вечер, встреча с тайной, / За окном — холодный мрак, / На плите бормочет чайник, / В телевизоре — дурак». Поэт задавал себе многие вопросы, на которые пытался отвечать стихами: «Чуть двинешь стол рукой, и вот Вопрос всей плоскостью не узкой Лежит, как обнаглевший кот Между бутылкой и закуской». И настроение уже менялось со светлого на тёмное: «За что люблю? – За серый цвет лица, / За злобный взгляд, нелепую походку, / За то, что некрасиво пьёте водку / И что-то скучно врёте без конца». Вынужденное одиночество порой рождало в душе поэта мистические образы, и он признавался в стихах: «Ломаных линий оборотень / Хочет мне что-то сказать». Возможно, что это: «Ночь – во мне, ночь – вся моя семья, И безумие скребётся под окном, Как собака, жалобно скуля, Просится в разрушенный мой дом». А многие стихи Владимира Жилкина — как предчувствие апокалипсиса: «Я всё смотрю в чужие зеркала, / Не видя ни теней, ни отражений, / Лишь только лёд холодного стекла, / Как памятник великих поражений…». Или ещё трагичнее: «От чёрной истины, от боли душевной, Когда выкипяченный стынет разум,\ Процесс моего саморазрушения Удесятеряется разом…». И ещё одно предсказание: «Июнь, жара, предчувствие войны И раскалённые, как сковороды, крыши…». Жить с такими мыслями трудно, особенно когда не с кем ими поделиться, кроме заветной тетради. Отсюда рождались и размышления о смерти: «Поступь века-командора, По костям грохочет медь: Странный город, страшный город, / Я хочу в нём умереть». И на ту же тему — о новом зловещем веянии времени: «И что-то ещё в движении соков, Когда, обращая к солнцу лица, Из окон и с крыш городских высоток Слетают, как птицы, самоубийцы». В своих стихах поэт не питает оптимизма, что человек исправится: «Проснувшийся с желанием восстать Вновь, по привычке, встанет на колени…». Но всё же даёт полезный совет современникам: «Всё, тебе ненужное теперь, Выброси или раздай прохожим… / Уходя, оставь открытой дверь, Чтоб не быть ни на кого похожим». В подборке стихов Владимира Жилкина, которым он не любил давать названия, — лишь небольшая часть из его философских поэтических тетрадей. И поэт оставляет нам, как завет, свои простые и мудрые строки: «Перед временем все равны, и да будет благословен Тот, кто грустно глядит из окна на мерцающий Млечный Путь».
Николай МАРЯНИН, поэт и краевед. *** От ведущего. Мне остается лишь еще раз удивиться тому энтузиазму Николая Марянина- с которым он отыскивает и являет нам полузабытых или вообще неизвестных поэтов Среднего Поволжья..Ну, просто «шахтер поэтических Подземелий».. Но в этот раз я ошарашен…Почему? Да потому , что отыскать и предъявить миру поэта такой философской глубины,такой проникновенности в человеческие мысли и чувствования-это НЕЧТО. И отнюдь не дано каждому. Скажу короче: родись и вырасти Москве такого рода поэтический дар как Владимир Жилкин- вся Россия бы изумлялась… А у нас , в нашей провинции , в чести лишь серенькие рифмачи-проныры. С худосочными « озарениями» и « откровениями».. Даже местный филиал громогласного СП РФ.. делает вид что…Ну, сами понимаете, что думают , что творят,чем заняты и к чему стремятся наши стихосочинители… А если сброситься и издать сборник стихов В.Жилкина? Слабо? А теперь- поэзия. Ж.М. ****
Владимир ЖИЛКИН «Между чёрным и белым есть какая-то связь…»
* * * В моих руках котёнком дремлет воздух, Свернувшийся в клубок, И в небе ослепительные звёзды Пьют виноградный сок.
Шумит камыш, в дугу деревья, песни О том, как мы цвели, С пакетом срочным мчит Блудливый Вестник С той стороны земли.
Оваций гром, Великий Врун на сцене, Я лично с ним знаком… Туман лежит с собаками на сене, Белея молоком.
И дом с трубой, и тихой ночью поздно – Твой нежный голосок, И на руках котёнком дремлет воздух, Свернувшийся в клубок.
* * * Каждый в сем мире несёт свой крест: Кому — кипарис, а кому — осина… Может быть, это естественно здесь, Но смотреть на всё это не-вы-но-си-мо.
Только слепые имеют шанс Выжить в этом чудовищном мире, Чтоб относительное сейчас Вновь превратить в истории гирю.
И на невинных своих детей Тысячелетья кровавого смрада Повесить в сгущающейся темноте Привычного и дорогого ада.
* * * Поскольку мною жизнь поделена На грех ума и сердца искушенье, Безумие здесь — не сойти с ума, И преступление — не преступленье, А следованье слепо за слепцом, Не видящим ни света, ни дороги: Всё в руки сына отдано Отцом, Шалят, как дети маленькие, Боги.
* * * Отзвездело, накинулись птичьи своры, Тишину растерзали в пух и перья… На мгновенье зевнув, проснётся город, В наступление дня ещё не веря.
Как явленье Христа народу — солнце, Придавая видимость смысла, взмыло В небо, и там беззаботно смеётся, Заливаясь светом, над тем, что было.
* * * Собраться с мыслями и целый день молчать, Смотреть друг в друга пристально и нервно – В зеркальную сверкающую гладь, Что так не прочна, зыбка, эфемерна.
Глаза в глаза — провалы чёрных ям, Беззвучный ужас, ласковый и близкий, Оставить за чертой досадный хлам И сделать шаг сквозь огненные брызги.
В ту глубину без меры и без дна, Где воедино собраны все роли, Где я не знал, что ты — начало сна, И я не знал, что я — начало боли.
* * * Октябрь за стеклом туманным Затих, и тишина светла… Уныл закатом осиянный Пейзаж на плоскости стекла.
По саду гость вчерашний бродит С травинкой в замшевых перстах И, размышляя о природе, Природу обращает в прах.
Летят усталые минуты, С ветвей слетает листьев рой, Кровавой бородой Малюты Закат сгорает за горой.
Но вот уже потухли краски, Излом стекла метнулся прочь, И со всего срывая маски, На землю опустилась ночь.
* * * Летом жарко, летом душно, Мухи сохнут на лету, И до судороги скучно Длинношёрстному коту.
Куры, растопырив ноги, В полуоблачной пыли У обочины дороги Окопались, как могли.
Выгорают, вянут листья У берёзы под окном, И философ мрачный злится, Сатанеет — допекло!
Бродят дачники по саду, Все с сачками и в очках, И ни ветра, ни прохлады, Даже тени ни клочка.
Воздух плавится от зноя, Растекается свечой, После майского запоя Наступил закон сухой.
Солнце светит, солнце греет, Солнце жарит и печёт, Лето тлеет, лето млеет, Лето любит горячо.
Голый мальчик на скамейке – Закопчённый, как матрос – Поливается из лейки, Издевается: «Замёрз!».
Холодильник дверью лязгнул, Лёд в бокале захрустел: Как бы в нём бы я сейчас бы Оказаться бы хотел.
* * * Что дальше? Дальше — тишина В уютном кресле в полнолунье, Где справа — белая стена, А слева — чёрная колдунья. И улыбается змея, Свернувшись на моих коленях… Строка из Книги Бытия, Развеявшая все сомненья, Беззвучно улетела, чад Свечей громовых делал воздух Похожим на миниатюрный ад, В котором растворялись звёзды. И ход медлительных часов Не предвещал желанной встречи, Я умирал без голосов, Я умирал, ко мне на плечи Ложились руки старых шлюх, Глухонемые хороводы, Беззубых сонмище старух И похотливые уроды… Всё кончено… И тишина… В уютном кресле… В полнолунье… Где справа — белая стена, А слева — чёрная колдунья.
* * * Чую я что-то страшное, Чую я что-то жуткое, С чем всё плохое вчерашнее Глупой покажется шуткою.
Реки страданий — лужами, Тонны проклятий — граммами, Бомбы — простыми ружьями, Изверги — хулиганами…
Звуки молитвы стылые, Руки похолоделые: Люди, мои вы милые, Что ж это вы наделали?
* * * Из жизни дождей и безумных поэтов, Бродячих певцов о любви Я смог уяснить, что неясное это Исходит от грешной земли.
Неясное это — забавная штука, Зовущая в светлый полёт, Стрелу вдохновенья звенящего лука Усилие в небо пошлёт.
Неясное это возникнет из праха Когда-то мной прожитых дней, Неясное это без боли и страха – В распахнутом настежь окне.
* * * Я пропитался злобой дня, Ничтожной некрасивой злобой И, проклиная и браня, Утрачиваю дар особый В освобождённой тишине Творить миры из слов и звуков, И бесконечно стыдно мне За приумноженную скуку.
* * * Сказал, когда сковало синью силы, Когда уже ни пелось, ни пилось: Жаль, ни минуты не жил я в России, И на Руси мне жить не довелось…
* * * Обломали баламута, Уболтали дуболома, Улыбаясь долбануто, Лили облако с балкона, Баловались беладонной, Альбиносом саблезубым, Отбивали лбом ладони, Волшебство любили, грубо Блудодейство обличали, Лебезили, бедолаги, Блюда хлеба и печали Облачали в боль и благо.
* * * Между чёрным и белым Есть какая-то связь, Но слова между делом Превращаются в грязь.
И чернеет икона, А лампадицы глаз Освещают её нам, Но не трогают нас.
* * * Душа — перпетум мобиле, Закованное в тело, Стена с портретом Нобеля, Где всё осточертело.
Мечта больного гения, Храм смерти и свободы… Во имя Воскресения Спаситель канул в воду.
* * * Что ни лето — то жара, Что ни осень — дождик: Из волос его, зараз, И петля, и вожжи.
Гонит время облака – Все из хлебной браги, Облаков напьюсь пока Допьяна, до драки.
Всё оставлю на потом, А сейчас в угаре Погрожу я кулаком Зазеркальной твари.
И в перины мутных луж, Как на грудь любимой, С тихим вздохом опущусь, Крутанусь на спину.
Да из грязи в небеса Песню заору я… Вот тоска моя, краса, С ней я озорую.
* * * Застыли времени капли воском На досках стола, за которым жили Большие страшные тени, плоско Лежащие над покрывалом пыли.
Качалась маятником злая скука Условных линий и точек зренья, Хотелось действия или звука, Но что быть может статичней лени?
И стороною летела буря, Все крыши мира бесшумно руша: Она прекрасна была до дури, А я до одури был бездушен.
Казалось, сломленною иглою На граммофонной пластинке шорох Едва-едва, но её игрою Я любовался в вечерних зорях.
И как давно же всё это было, И как же это всё было глупо, А время каплями воска стыло, Чуть прикоснувшись к ладоням трупа.
В холодном мраке полураспада Свеча, потрескивая, горела, И кто-то сзади стоял крылатый, На тело глядя оторопело…
* * * Смрадный воздух, чёрный снег, Мне не нужен яркий свет… Мрачный город, серый дом, Дохлый ворон под окном, На помойке воробьи, – Эти мысли — не мои. Тело лижет боль души, Тело слышит крик: «Дыши!», Но дышать уж нету сил. Вот и умер, как не жил…
* * * Я — моллюск в своей раковине, И когда я уйду, Вам останется только Игра перламутра на створках…
Подборку составил Николай Марянин. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Гость
ЖБ, возьми и издай. Честно говоря издать книжечку стихов не так уж и дорого. И раздай её по библиотекам области. И нечего ныть. Дело делать надо
Диана
Друзья, а сегодня день Рождение Жана Бареевича. Цифра до которой он дожил очень внушительная. И не просто дожил, а очень много чего сделал. Его судьбе можно и позавидовать, и удивиться, и посочувствовать. Но сегодня мы должны, я думаю, поздравить человека, который собрал нас в “Симбирском глаголе” и заставил спорить, возмущаться, негодовать, радоваться чьим – то успехам. И пусть, это все продлится дольше. Здоровья и оптимизма Жану Бореевичу.
1
Деньрожденье слитно пишется
не читатель
С днем Рождения, Жан Бареевич! Здоровья Вам на долгие годы, бодрости. Спасибо Вам за гражданскую позицию и преданность своему делу!
Великороссъ
С Д.Р.
Иль восхищение глупца.
А.С.Пушкин.Что плохи наши лекари.М.Ю.Лермонтов.
Диана
Всегда удивляют люди, которые стараются казаться умнее, чем есть на самом деле. И эти загадочные послания из смеси
“французского с нижегородским”( вроде против Пушкина и Лермонтова не попрешь) и все же это сегодня не по теме. Именно здесь и сейчас. Ну, побудьте хоть раз просто добрым человеком. Разве это так трудно?
Сергей Воронин
Всего-то восемьдесят восемь.
О, яркие жизни мгновенья!
Какая прекрасная осень!
С Днем рождения, Жан! С Днем рожденья!
Диана
А что касается Владимира Жилкина, стихи, на мой взгляд, интересные. И это слово является ключевым. В них много от ума. Не исключено стремление сказать необычно о привычном. Это и вызывает интерес, и делает их современными. Но… я бы не отнесла этого поэта к людям глубоко чувствующим. Кто ясно мыслит – ясно излагает, а кто сильно чувствует, пишет не мудрствуя. Как завещал великий Пушкин: ” Поэзия должна быть глуповатой, т. е. простодушной”. И вот этого простодушия , я лично, не увидела. А посему стихи Жилкина мне не дают тех душевных переживаний, которые свойственны именно Поэзии. И только ей.
С.Воронин
Спасибо Николаю Марянину за то, что познакомил меня с таким грустным философом – поэтом Жилкиным. Жаль, что он умер непризнанным и одиноким… Вообще-то о нем надо снять небольшой фильм и назвать его вроде как “Никому не нужный поэт…” О неходячих инвалидах пишут псевдокрасочные статьи типа “он не сдался назло судьбе!” или “Переломивший судьбу!” А тут и сдался… и не переломивший… И от этого на душе так тяжело…
И вот погиб у нас поэт очередной…
О как же трудно было ему, Боже!
И вот лежит несчастный под землей…
Я не виновен в том – и всё же, всё же, всё же…
Диана
Сережа, вот сегодня вы хороши необыкновенно! Не согласна с вами, что Жилкин грустный и несчастный. В нем есть кураж, который и делает его стихи оригинальными. И мало ли у нас непризнанных? Я думаю, что он бы не стал великим. Стихи ведь не пишутся, а случаются. Когда они от Бога. А когда их пишут…. это не навсегда.
Не знаю почему этого не происходит
Но если бы Улпресса начала сотрудничать с Дианой, мне кажется было бы интересно, умный, начитанный, и позитивный собеседник. Жаль не знаком лично.
Диана
Я с удовольствием с вами познакомлюсь. Приходите на сайт ВКонтакте. Люблю хороших людей.
Диана
Прошу на сайт ВКонтакте или “Одноклассники”.
Гость
При всём уважении к человеку, но стихи откровенно слабы. И что значит- не признан? Вот стихи его опубликованы. И что дальше? Ничего. Это просто уровень стихов не высок поэтому о он «не признан».
Диана
А почему слабы? В чем это выражается?
Не всегда путь к известности легок и прост, даже если стихи талантливы. Говорят же:
“Таланту надо помогать, а посредственность и так пролезет” Вот никто не встретился человеку на пути, кто бы оценил вовремя и поддержал. У всех поэтов были люди, которые имели уже вес и знания и именно они пестовали и выводили своих подопечных в свет. Это непростой путь. Сейчас таких людей все меньше, к сожалению.
Диане
А в Телеграм есть?
Диана
Есть. Прошу.
Житель Хрустальной
Всем добрый день.
Отличные стихи. Нерв какой есть! Пробрало, как с мороза полста!
Давно таких хороших не встречалось. Здесь точно.
Спасибо Николай Марянин!
А Вас, Жан Бареевич с 88!
Дай вам бог здоровья и сил!
С Известий читаю ваши заметочки. Очень рад, что вы пишите. Поучительно.
Диане
А поконкретнее, в поисковике телеграм и ВК набираю, там есть Дианы, но точно не относятся к Вам.
Диана
В телеграм поисковика нет. В ВК наберите имя и фамилию . А фамилия есть в предисловии к фильму – поздравлению.
Диана
Как думаете, друзья, верна эта мысль? “Дух творит себе формы. Нельзя быть плохим человеком, но хорошим писателем. На осинке не растут апельсинки.”
Наткнулась сегодня и подумала: ” А ведь точно”. Как бы себя не проявлял писатель и поэт в жизни, его стихи и рассказы говорят гораздо больше. Особенно стихи.
Николй Марянин
МИНДУБАЕВИАНА
Дружеский шарж к 88-летию
симбирского аксакала
В титульном списке французских бабаев,
Гениев мысли, пера и дзюдо,
Самый немыслимый – Жан Миндубаев,
А не какой-то Жан-Поль Бельмондо.
Да и в ряду парижан-раздолбаев,
Что поселились в музее Тюссо,
Воском намазанный Жан Миндубаев
Может дать фору Жан-Жаку Руссо!
А средь любовников и краснобаев,
Снявших себя в сексуальном кино,
Потенциальнее Жан Миндубаев
Жана Маре или Жана Рено.
Если ж собрать всех героев и баев,
Жриц и поэтов в Измайловский парк,
Самоотверженней Жан Миндубаев
Жана Вальжана и Жанны д,Арк!
Ну а за дерзость, стишок мой забанив,
Может он врезать, как Жан-Клод Ван Дамм…
Не погуби меня, Жан Миндубаев,
Бик зур рэхмэт, мин сине яратам!
—
Николай Марянин
Владимир Филимонов
Как мало почитателей Глагола,
Еще короче перечень друзей:
Троих я насчитал из мужеского пола,
И лишь одну мадам (или мамзель?).
Я тоже с ними. Помню и смакую
Заслуги автора советской старины.
От постсоветских строк, увы, блюю я,
Как-будто подали салат из белены.
Диана
Владимир, вы опять взялись за ересь?
Не оторвать вас, видно, от пиара.
Коль белены вы все – таки наелись,
То лучше вызывайте санитаров.
А вы в трудах…вам видно недосуг…
Боюсь за вашу голову, мой друг.
Букве Я
Я, в алфавите, на последнем месте
И издавна имеет жалкий вид.
А посему и такт ей не известен,
И глупостью, поэтому, разит.
Диане
Имеет жалкий вид тот, кто не владеет словом,
Кому язык – лишь мышца для еды.
Я -это Аз, начало русской мовы,
Сейчас – конец. Большевики её отправили туды.
Владимиру
И слава Богу! Я – неинтересно!
В нем слово коллектив сошло на дым…
И мы здесь на “Глаголе”, как известно,
За русской мовой вовсе не следим.
Сказать нам легче, чем испить воды,
Пойти Туда приятней чем Туды.