Государственная система «Платон» – один из источников финансирования Федерального дорожного фонда для ускорения ремонта федеральных дорог и мостов. Ежедневно все собранные через систему «Платон» средства перечисляются в полном объеме в федеральный дорожный фонд, который за время работы госсистемы «Платон» пополнился более чем на 195 миллиардов рублей, включая взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей. Средства, полученные с 2020 по 2022 годы, были направлены на капитальный ремонт дорог федерального значения. За этот период были отремонтированы свыше 100 мостовых сооружений в 44 субъектах РФ и 600 км федеральных трасс в 23 регионах.

В прошлом году в Ульяновской области в том числе за счет средств, поступивших от госсистемы «Платон», привели в нормативное состояние десятки километров федеральных трасс. В частности, дорожники капитально отремонтировали два участка федеральной трассы Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград в границах Ульяновской области. В рамках капитального ремонта были проведены противооползневые мероприятия на км 26 – км 27 автодороги. Специалисты также заменили дорожную одежду. Другой участок трассы Р-228, проходящий по территории Ульяновской области с 33-го по 47-й км, дорожники защитили слоями износа, что не только улучшит транспортно-эксплуатационные характеристики дорожного покрытия, но и увеличит срок службы федеральной трассы.

Еще один объект, приведенный Росавтодором в нормативное состояние – девятикилометровый участок трассы Р-178. Работы велись на участках со 135-го по 142-й и с 219-го по 221-й км автодороги Р-178 Саранск – Сурское – Ульяновск. В ходе капитального ремонта первого отрезка, проходящего вдоль села Усть-Урень Карсунского района Ульяновской области, дорожники исправили продольный профиль участка и заменили дорожную одежду. Покрытие выполнили из асфальтобетонной смеси, подобранной с учетом особенностей климата и интенсивности движения, которая сейчас превышает 6,5 тыс. автомобилей в сутки.

В текущем году настанет очередь трассы М-5 «Урал» – будет отремонтировано 15 км подъездной дороги к Ульяновску от трассы М-5 «Урал». Речь идет о двух участках км 199 – км 205 и км 285 – км 294, последний из которых расширят с двух до четырех полос движения.

Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ. Среди крупнейших дорожных объектов – Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чеченской Республике, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии.

Юридически значимые данные «Платона», поступающие с 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров. В частности, на основе этой информации рассчитывается интенсивность грузоперевозок по дням недели и определяются самые загруженные федеральные трассы, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и отдельных участков магистралей.

Так, М-5 «Урал» – самая загруженная федеральная трасса. 5,4% пробега 12-тонных грузовиков, по данным статистики «Платона» приходится на эту автодорогу, в тройке лидеров М-7 «Волга» (4,9%) и М-4 «Дон» (3%).

Помимо дополнительного финансирования строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, отмечает Росавтодор, госсистема «Платон» обеспечивает сбор фактической статистики и рост «прозрачности» рынка грузоперевозок. Так, из 700 тысяч владельцев большегрузов 69% – физические лица, 23% – юрлица и 7% – индивидуальные предприниматели. При этом, В «Платоне» зарегистрировано более 583 тысяч большегрузов, владельцами которых являются иностранные грузоперевозчики.

«На сегодня «Платон», по справедливым оценкам экспертного сообщества, является одной из крупнейших баз данных участников транспортно-логистического рынка с полным срезом по регионам и типам игроков, начиная от индивидуальных перевозчиков и заканчивая крупнейшими международными корпорациями, работающими в России», – комментирует Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
Собираемая «Платоном» статистика об автомобильных грузоперевозках делает рынок прозрачным, сокращая число «серых» перевозчиков. Именно с целью поощрения законопослушных российских грузоперевозчиков, заинтересованных в развитии логистической отрасли и формировании равной конкурентной среды, весной этого года был учрежден рейтинг «Надежный перевозчик России», составляемый на основе данных госсистемы «Платон».

Со схожей инициативой выступило и государство. Минтранс планирует создать единый реестр цифровых профилей перевозчиков, как грузовых, так и пассажирских. А на основе реестра – «Рейтинг перевозчиков», который позволит, с одной стороны, выявить добросовестных игроков, а с другой – компании с низким уровнем оказания услуг и высокой аварийностью.

Фото: Росавтодор