На прошлой неделе Ульяновская область отметила региональный праздник – День промышленности.
Отрасль переживает непростые времена: индекс промпроизводства впервые за длительный период ушел в минус. Тем не менее речь не о выживании, а о дальнейшем развитии.

Призрак станкостроения

На рабочей панели одного ульяновского станка разместился целый танцевальный ансамбль в русских народных костюмах из местного ДК – сохранился такой рекламный плакат советского времени, и это не фотомонтаж. Станки размером с целые дома производили на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков (УЗТС). Увы, от завода-гиганта в постсоветскую эпоху почти ничего не осталось. Позже возрождение станкостроения в регионе связали с немецко-японским концерном
DMG Mori, построившим свой завод на территории Заволжской промзоны. Тогдашний губернатор Сергей Морозов на радостях даже официально переименовал один из многочисленных номерных Инженерных проездов того района в «улицу DMG Mori». Но концерн в связи с известными событиями свернул свою деятельность в России. Из цехов Ульяновского станкостроительного завода вывезено все оборудование. Корпуса пусты, серы и безымянны. Можно ли теперь говорить хоть о каких-то перспективах? 5 сентября губернатор Алексей Русских встретился с ректором Московского государственного технологического университета «Станкин» Владимиром Серебренным. Решено, что вуз будет сотрудничать с ульяновским предприятием «Халтек», производящим режущий инструмент. В ходе визита было подписано соглашение о стратегическом партнерстве.

Владимир Серебренный посетил также «Завод тяжелых станков Ульяновск» (ЗТСУ) – это как раз то, что осталось от того самого УЗТС советской эпохи. Современный завод мало похож на прежний, но работает, обеспечивая полный цикл производства и обслуживания металлорежущего оборудования. Это, конечно, тоже хорошо, но до былого – как до Поднебесной пешком. А тут еще DMG Могі нас покинул.

Мы выступаем за возобновление производства на площадях DMG Могі в Ульяновске. Не раз обозначал на федеральном уровне необходимость введения правового механизма по внешнему управлению промплощадками, брошенными бывшими иностранными партнерами. Положительное решение поможет решить задачу, в том числе по развитию станкостроения, – отметил в тот день глава региона Алексей Русских

Парадоксы УАЗа

Ульяновский автомобильный завод группы «Соллерс» в последнее время производит не только внедорожники, но и парадоксально-сенсационные новости. За короткий период здесь успели объявить о создании «русского «Прадо» и об отказе от разработки любых новых моделей, о полном переходе на производство электромобилей, о поиске партнеров, об обретении такого партнера в лице китайской Chery и его утрате. Последняя по времени новость. «Соллерс» хочет кроме УАЗа открыть новое производство легких коммерческих автомобилей в Татарстане. Производству внедорожников в Ульяновске это как будто ничем не грозит.

Еще один парадокс: на фоне проблем отечественного автопрома и прочего промпроизводства продажи УАЗа растут! В августе текущего года они составили почти 2,5 тыс. автомобилей. По сравнению с предыдущим месяцем выросли более чем на 39 процентов, сообщается в ежемесячном отчете Ассоциации европейского бизнеса. Доля продукции Ульяновского автомобильного завода на российском рынке вот уже третий месяц подряд превышает пять процентов. Самой популярной моделью, произведенной на Ульяновском автозаводе, остается «УАЗ Патриот». В августе было продано 676 внедорожников.

Тяжелый взлет

28 августа 2022 года на аэродромном комплексе Ульяновск-Восточный выполнил первый полет очередной военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, изготовленный на ульяновском филиале ПАО «Ил» – «Авиастар». И это четвертый самолет, построенный на новой поточной линии сборки, которую ввели в эксплуатацию на заводе в октябре 2019 года. А также третье воздушное судно, поднятое в воздух в 2022 году. Однако для выполнения текущего заказа Минобороны темпы необходимо нарастить многократно. К 2024 году на поточной линии планируется обеспечить темп постройки до 12 самолетов в год, а позже и вовсе выйти на 18. Вообразить такой крутой взлет и голова закружится. Но даже сегодняшние темпы – это уже немалое достижение. На предприятии рассказали, что работы, которые ранее занимали до 2,5 месяца, сегодня при наращивании объемов и увеличения серийности выполняются за месяц.

Добились этого, в частности, оптимизацией производственного процесса в агрегатно-сборочном производстве, что позволило в короткие сроки выполнить весь замкнутый цикл консольной части крыла транспортного самолета.

Ранее навеска передней и задней механизации на крыло самолета осуществлялась на следующем этапе в цехе окончательной сборки. Сейчас эти работы производятся на мощностях агрегатного производства, тем самым срок по сборке и отработке консолей существенно сократился. Мы передали в производство окончательной сборки для дальнейших работ консоли со всей навеской передней и задней механизации и завершенными на 100 процентов внутренними монтажами гидравлической, топливной систем, а также электрожгутового электрооборудования, – рассказал начальник цеха Артур Гимаев.

Под амбициозные задачи набирается персонал. С начала года в филиал ПАО «Ил» – «Авиастар» в Ульяновске трудоустроен 1121 человек, о чем доложил руководитель Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Егор Иванов на заседании штаба по комплексному развитию региона. Задача – набрать от 1,5 до 2 тысяч специ-алистов. Одна из вакансий: слесарь по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов. После обучения и получения разряда зарплата – до 93 тысяч рублей.


То самое фото: танцы на гигантском заводском станке. Фото: АиФ/ Архив Новейшей истории Ульяновской области