До 27 октября в Заксобрание региона внесут проект бюджета Ульяновской области на 2023 год. Принцип формирования расходной части казны остается прежним: в приоритете – финансирование нацпроектов и зарплаты бюджетникам на 11,5 месяцев, деньги на проекты развития выделят по остаточному принципу. Депутаты отмечают, что сейчас практически все строчки расходов являются дефицитными. Ограниченность бюджета заставляет расставлять приоритеты. Глава парламента Валерий Малышев легкого прохождения главного финансового документа не обещает.

В областном парламенте прошла рабочая встреча по рассмотрению проекта регионального бюджета на 2023 год. Правительством определены основные параметры казны: собственные доходы составят более 58 млрд рублей, федеральная поддержка ожидается в размере 20,5 млрд рублей.  Наиболее значимыми направлениями расходов первый зампред правительства Марина Алексеева обозначила оплату труда бюджетников, меры соцподдержки населения, дорожную деятельность, софинансирование нацпроектов и исполнение ранее расторгованных трехлетних контрактов, содержание подведомственных учреждений социальной сферы, оплату услуг ЖКХ и дотации муниципалитетам.

Ограниченность бюджета заставляет расставлять приоритеты, обозначенных лимитов хватает не всем. Так, “Единая Россия” просит увеличить финансирование отрасли АПК на 2023 год на один миллиард рублей. В основных направлениях партия ставит модернизацию техники, поддержку животноводства, семеноводства и потребкооперацию уточнили в Минсельхозе Ульяновской области. По словам председателя аграрного комитета Вячеслава Ковеля, эта потребность определена, прежде всего, необходимостью обеспечить продовольственную безопасность – миллиард рублей позволит поддержать сельхозпроизводителей и обеспечить население доступными продуктами питания.

Председатель комитета по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Грачев отмечает, что по его направлениям практически все строчки финансирования являются дефицитными. Порой, чтобы не ставить “0”, Минфин вместо необходимых десятков млн рублей обходится сотней тысяч рублей:

– Дефицитными являются статьи расходов по транспорту – лизинговые платежи за уже приобретенные единицы подвижного состава, по обновлению транспорта. Сокращается финансирование дорожных работ в муниципальных образованиях: если в этом году выделили 1,9 млрд рублей, на 2023-й закладывается всего миллиард. Необходимы средства на выплаты компенсаций обманутым дольщикам – по двум домам не менее 300 млн рублей.  Серьезный дефицит сложился на переселение граждан из аварийного жилья и предоставление квартир для детей-сирот. Практически по каждой строчке заходим с дефицитом – где-то он очень приличный, какие-то строчки наполняются символически. Также не забываем, что 2023-й – год электоральный, когда депутаты должны максимально сконцентрироваться на выполнении наказов избирателей. В целом озабоченность по бюджету существует. Как сказал Валерий Малышев, легкого прохождения документа в ЗСО он не обещает. Ждем жарких споров как минимум на площадках профильных комитетов.

Депутат отметил, что как и в прошлом году принято решение создать перечень первоочерёдных мероприятий – некий “светофор”, который будет финансироваться при первых поступлениях. Грачев оценивает, что в этом году “светофор” сработал на 75%: в начале года шли высокими темпами, к лету стало труднее: с началом спецоперации деньги перенаправляли на помощь Донбассу, беженцам, подшефным районам.

Недофинансирование отрасли ЖКХ председатель профильного комитета Андрей Седов оценивает в 8,1 млрд рублей. Сейчас на коммунальное хозяйство закладывается всего 860 млн рублей – этих денег хватит только на софинансирование по нацпроектам и завершение двухгодичных контрактов:

– На встрече с председателем правительства Владимиром Разумковым я высказал свои опасения относительно недофинансирования Корпорации развития коммунального комплекса, Облводоканала и Фонда модернизации ЖКК. Сейчас экономическое положение  этих организаций вызывает большие опасения, и связано это не сколько с их деятельностью, сколько с систематическим недофинансированием. На Облводоканал повесили лизинг всей техники, а там только пени и штрафы за неуплату составляют на этот год 35 млн рублей. А ведь именно эти три организации несут всю ответственность перед населением за предоставление услуг. Кроме того, в этом году практически ничего не выделяем на водоснабжение по всей области. Наши сети изношены на 80-90%, это мина замедленного действия.

Считаю, что оставлять финансирование системы ЖКХ на остаточном принципе неправильно. Это стратегическая отрасль. Люди не виноваты в ошибках прошлых лет. Есть места, где холодная вода не поднимается выше третьего этажа, есть дома, которые нужно срочно ремонтировать. Не думаю, что у кого-то из депутатов поднимется рука проголосовать за бюджет в 860 млн рублей. Перед экономическим блоком я поставил вопрос об увеличении финансирования отрасли как минимум до 2 млрд рублей. Пока предварительно договорились, что в феврале при перераспределении доходов система ЖКХ будет приоритетной. В прошлом году был подписан меморандум о выделении отрасли 1,5 млрд рублей – из этих денег получили половину.

Внефракционный депутат Матвей Володарский отмечает в проекте бюджета расширение коридора госдолга до 55 млрд рублей при доходной части в 58 млрд рублей:

– Начну с единственного плюса проекта бюджета – заложены средства на зарплаты на 11,5 месяцев. В прошлые годы это было пущено на самотек. По доходной части ситуация, думаю, не будет катастрофичной – к 80 млрд рублей подойдем.

Беда – в приоритетах распределения бюджета: на дорожное хозяйство закладывают 7 млрд рублей, а на ЖКХ – всего 860 млн рублей. Я так понимаю, что здесь правительство идет по пути отмены господдержки отрасли и перекладывания на тарифы для населения. Отсюда видим увеличение взносов на капремонт на 55% и рост тарифов на тепло на 13%. Также отменяются дотации в сельском хозяйстве: у нас по молоку была субсидия в 30 копеек, так и эти копейки сейчас отменяют. Для сравнения, в соседнем Татарстане молочное производство получает дотацию в 9 рублей. Нет финансирования для ученых в отрасли АПК, хотя на лабораторию нужно всего 6 млн рублей. Соцсфера сжимается, как кожа, отсюда оптимизации, уничтожение образовательной сферы. Про повышение зарплат бюджетникам вообще не говорят.

Самый главный минус бюджета – увеличение госдолга до 55 млрд рублей. Мы практически подходим к 100% закредитованности при планируемых  доходах в 59 млрд .

Я буду голосовать против такого проекта бюджета.  Я призываю своих коллег на этот раз “прокатить” его, чтобы к нам наконец начали прислушиваться. Виноваты не губернатор, не правительство, а мы, депутаты, которые не пользуются своим правом. Денег, на самом деле, огромное количество. Зачем мы позволили брать “Львят” и автобусы, которые теперь стоят без водителей? Почему не распрощаемся с ВСА, за который платим миллиарды? Сейчас за 1,5 млрд рублей строим склад – какая у него бизнес-модель, окупаемость?  Я не вижу единого подхода к формированию бюджета. Какие-то трамваи, “Метеоры”, “шарики-фонарики”, лизинговая удавка за транспорт и технику. Поэтому всё в наших  руках – и по уставу, и по закону.

По социальному блоку высказался председатель профильного комитета Сергей Шерстнёв

До 11 ноября депутатам предстоит утвердить основные параметры бюджета, после чего работа над расходной частью будет продолжена в разрезе отраслей.