Компания из Санкт-Петербурга завершила работу по комплексному исследованию потенциала развития Ульяновско-Димитровградской агломерации. Результаты представили на совещании с губернатором. В основе сценария развития двух центров  (Ульяновска и Димитровграда) разработчики видят усиление транспортно-логистических, социокультурных и экономических связей. Это расширение до 4-х полос трассы до Димитровграда, открытие скоростного железнодорожного маршрута Самара-Ульяновск-Казань, запуск “Метеоров”, строительство в Заволжье парка развлечений и музея СССР, формирование уникальных посёлков.

В апреле компания из Санкт-Петербурга “Урбаника” начала аналитическое исследование потенциала формирования Ульяновско-Димитровградской агломерации, которая охватывает Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск и восемь районов: Майнский, Мелекесский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский, Ульяновский, Чердаклинский и Цильнинский. За свою работу институт территориального планирования получил около 5 млн рублей. Исследование прошло в онлайн и оффлайн форматах – в опросах и глубинных интервью приняли участие более 6 тысяч человек.

Фундаментом для аналитических выводов и определения границ реальной агломерации стала аналитика больших данных (BIG DATA). Как отметил генеральный директор ИТП «Урбаника» Фёдор Коньков, «за пределами Москвы это чуть ли не единственный случай, когда в составе подобных проектов проводится масштабное исследование по большим данным».

Основные результаты и выводы исследования представили 19 сентября в правительстве региона. Презентацию редакции дать не смогли – пресс-секретари ведомств сообщили, что материалы запретили размещать в СМИ.

На сайте исследования опубликована карта идей, проблем, предложений и ценностей –  это множество комментариев относительно объектов, инфраструктуры и организации пространства. Например, в Железнодорожном районе для связанности жилых районов предлагают застроить домами неиспользуемую территорию моторного завода. В Заволжском районе старые цеха патронного завода видят как площадку под арт-пространство наподобие московского “Красного октября”. В Засвияжском районе проблемой называют организацию движения на Московском шоссе – имеющего количества полос для потока всего транспорта, в том числе транзитного, не хватает.

По словам губернатора, на региональном уровне  необходимо выделить приоритетные проекты, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе позволят дать ощутимые экономические и социальные эффекты, снизить миграционный отток и повысить общий уровень жизни населения.

Советник главы региона по архитектуре Ольга Мельникова считает, что для усиления связи между населенными пунктами необходимо формировать новые точки притяжения и наладить качество и удобство транспортных связей:

– Всем кажется, что агломерация это что-то, что можно потрогать. На самом деле когда современные урбанисты говорят про агломерационное развитие, они, в первую очередь, говорят про эффективное взаимодействие между населёнными пунктами и эффект масштаба, когда инфраструктура, транспорт, инженерия, экономическая модель выстраиваются как некая единая координация, некая единая логика. Мы понимаем, что Ульяновск имеет “спёкшиеся” границы с Новоульяновском,  Ишеевкой, Чердаклами, есть достаточно устойчивая связь с Тольятти. Соответственно задачей Ульяновско-Димитровградской агломерации является усиление связей между собой для того, чтобы сформировать надёжный фундамент и не допускать возможные миграции во вне. Как эту связь усиливать?

А: формировать новые точки притяжения – рабочие места, досуговые объекты;

Б: наладить качество и удобство связей – это, например, скорость и частота движения транспорта.

В числе приоритетных проектов по развитию транспортной инфраструктуры разработчики выделили расширение до 4-х полос дороги Ульяновск-Димитровград, перспективное строительство скоростной железной дороги Самара-Ульяновск-Казань, запуск водного транспорта по Волге. Одним из инструментов по борьбе с отрицательной миграцией может стать размещение в Ульяновске межвузовского кампуса. В качестве опорных проектов развития предложено размещение на территории левобережья кардиологического центра, парка развлечений и музея СССР.

– Самые слабые места – это инфраструктурные связи. Принимая во внимание перспективу возможной реконструкции транспортных связей, разработчики говорили не просто о четырёхполоске “Ульяновск-Димитровград”, а о трассе “Самара – Ульяновск – Татарстан” и скоростном железнодорожном транспорте.

Было бы неплохо поддержать существующую двухядерную модель для города Ульяновска: левый берег – правый берег. Формирование уникальных объектов сферы туризма и развлечений могли бы стать реальными центрами притяжения не только для местных жителей, но и для соседей, формируя интересную программу выходного дня и запуская тем самым досуговую миграцию. В числе таких проектов развития разработчики говорили про музей СССР и парк развлечений. В проект мы углубиться не можем  – на данный момент это гипотеза, исходящая из анализа того, что ⅔ населения живут на правом берегу, ⅓ – на левом. Соответственно, есть смысл закрепить работу двух самостоятельных городских центров. С точки зрения градостроительства правильнее доращивать недостающие либо слаборазвитые городские функции левого берега, поэтому сформировано предложение по развитию полноценного административного функционала. В качестве приоритета выделили два проекта с аттракторами – музей СССР и парк развлечений. Музей – это возможность продолжить рассказ о политическо-экономической истории СССР, о советской моде и т.д. Коллеги приводили в пример “Ельцин-центр”, где речь идёт не столько о музее, сколько о мультимногофункциональном центре с офисами, с торговлей, с развитой инфраструктурой, где возможно потенциальное развитие делового туризма и т.д. Про парк аттракционов можно говорить о региональном/межрегиональном значении – это возможность подтянуть и “нанизывать” в перспективе развивающуюся транспортную сеть.

Уже бывший директор блока регионального развития АСИ Александр Смекалин предложил дополнить перспективные направления туризма агломерации медицинским с опорой на Центр медицинской радиологии в Димитровграде, а на территории муниципальных районов рассмотреть возможность формирования новых, уникальных с точки позиционирования, посёлков. На вопрос редакции, какие посёлки он имеет ввиду, Смекалин корреспонденту не ответил.

Теперь разработчик исследования должен представить финальную версию техзадания для дальнейшей работы со всеми профильными органами власти. Каждое ведомство сможет дополнить, детализировать и добавить в него тезисы в рамках своих компетенций.  Стандартно техзадание включит в себя определённый набор пунктов: некие принципы, требования к разработке проекта, графические, текстовые, табличные материалы, инфографику, ключевые выводы по исследованию.