В нашу редакцию поступил текст, подписанный известными в городе людьми – подвижниками охраны исторической среды города и объектов культурного наследия.

Губернатору Ульяновской области А.Ю. Русских

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

К полномочиям Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее – Управление) относятся сохранение, использование, популяризации и государственная охрана объектов культурного наследия. Функции важные, потому так возрастает цена ошибок в этой сфере.
В последние годы к таким привычным трудностям, как несовершенство законодательства и недостаточное финансирование, добавилась проблема сервильности регионального органа охраны памятников в отношении застройщиков. Ситуация такова, что впервые региональное отделение Всероссийского общества памятников истории и культуры было вынуждено обратиться в суд на государственный орган охраны памятников для отстаивания интересов культурного наследия региона!

Основные претензии к руководству Управления сводятся к:

– формально-юридическому подходу в выявлении и постановке на учёт объектов культурного наследия;

– отказу от разработки поэтапной консервации и реставрации памятников. Так, руководство Управления, используя бюрократические проволочки, по факту бойкотирует постановку на государственную охрану таких объектов, представляющих ценность, как «Библиотека имени С.Т. Аксакова» (ул. Минаева, 48), «Доходные дома начала ХХ века. Архитектор П.И. Курочкин» (ул. Крымова, 53, 55).

Управление не проявляет должной настойчивости в лоббировании у законодателей финансирования на необходимые экспертизы, постановку на учёт выявленных объектов культурного наследия, реставрации и т.д.

В результате сложилась порочная практика, когда застройщики заказывают экспертизу «своим» экспертам, которые дают желаемый строителям результат. Управление же ограничивается фиксацией такой «экспертизы», келейно организует в ускоренном порядке «общественные слушания».

В итоге то или иное здание признаётся не представляющим культурной или исторической ценности, и оно сносится, освобождая земельные участки для застройки.

Механизм такого «сотрудничества» хорошо иллюстрирует снос дома по адресу г. Ульяновск, ул. Мира, д. 26, хотя этот объект ранее обладал признаками объекта культурного наследия. Заявление работников Управления общественникам: хотите сохранить – заказывайте альтернативную экспертизу — нельзя расценить иначе как издевательство.

Примечательно, что всем последним решениям по уничтожению объектов культурного наследия в г. Ульяновске предшествуют заключения эксперта С.Е.Смирнова (г.Оренбург), помогающего уничтожать культурное наследия и в других регионах.

Благодаря слаженной «работе» строителей, эксперта С.Е. Смирнова и бездействию руководства Управления, скоро появится 24-этажная застройка недалеко от федерального заповедника «Родина В.И.Ленина» (проект по изменению зон охраны на ул. Набережная реки Свияги).

В прошлом году повысили этажность застройки по ул. Красноармейской (проект изменения зон охраны ул. Красноармейская, д. 18). По ул. Мира (проект ул. Мира, д. 30) в 2021 году повысили этажность, что примечательно – в непосредственной близости к дому № 26, снесённому в этом году. Для объекта по ул. Тургенева, д. 26 так разработали зоны охраны, что зоны регулирования застройки не предусмотрели. Проект по ул. Плеханова, д. 10-А, аналогичного характера.

Нечего и говорить, что все перечисленные экспертизы инициировались фирмами-застройщиками.

Заключения других более порядочных экспертов, направленные на сохранение объектов культурного наследия, отклоняются Управлением на основании общественных слушаний. Так в 2019 году было отклонено заключение эксперта Свешниковой О.А. о придании статуса регионального значения объекту культурного наследия местного (муниципального) значения «Усадьба А.А. Кутенина» (г. Ульяновск, ул. Матросова, 26, литер Б), по причине заявления физического лица о несогласии с заключением экспертизы. Результат не заставил себя ждать: объект снесён, на его месте ведётся стройка.

В случае присвоения «Усадьбе А.А. Кутенина» статуса объекта культурного наследия регионального значения, все разрешения и согласования по объекту были бы отнесены к юрисдикции Управления. Но кто-то этого не захотел. Почему? Потому что объекты регионального значения в Ульяновске снести не так-то просто.

Объекты культурного наследия, находящиеся под государственной охраной, отнюдь не избалованы вниманием Управления и продолжают рушиться у всех на глазах по адресам: ул. Ленина, д. 138, ул. Железной Дивизии, д. 10, ул. Матросова, д. 9, ул. Спуск Халтурина, 28А, пер. Комсомольский, д. 7/20, ул. Льва Толстого, 61, здания Филармонии и кинотеатра Художественный и т.д. Ещё трагичнее ситуация в области: в г. Димитровграде, Сенгилее и проч.

Тревогу вызывают и новые методы борьбы за новые строительные площадки: настойчивые попытки уменьшить территории объектов культурного наследия и упрощение предметов охраны. Это создаёт опасность для целостности объектов культурного наследия. Например, сейчас пытаются уменьшить территорию достопримечательного места «Ярмарочный квартал» по ул. Федерации. Остро стоит вопрос игнорирования заказчиками и строителями обязательных археологических исследований. Многострадальные объекты археологического наследия просто существуют на бумаге. Никаких мер по их государственной охране не принимается.

В целом складывается впечатление, что деятельность Управления направлена не на сохранение, а на утилизацию культурного наследия Ульяновской области.

Управление в Год культурного наследия Российской Федерации не провело ни одного значимого мероприятия. Популяризация объектов культурного наследия, как полномочие регионального органа охраны памятников, отсутствует в деятельности Управления.

Не ясна позиция Управления в вопросе судьбы территории бывшего Суворовского училища.

Недавно произошло эпохальное событие в сфере охраны культурного наследия, в исторической части города утверждены границы достопримечательного места федерального значения «Родина В.И. Ленина», которые непосредственно прилегают к территории бывшего Суворовского училища со всех сторон. Управлению, как региональному органу охраны культурного наследия, следовало бы инициировать ужесточение регламентов объединенных зон охраны объектов культурного наследия города Ульяновска. В случае появления других менее значимых объектов культурного наследия интересанты незамедлительно меняют зоны охраны. Видимо, достопримечательное место федерального значения не особо значимо для местных чиновников. Ограничились новостью на сайте от 21.06.2022 года. Недопустимо застраивать жилыми многоэтажками исторические земли.
Управление настолько «уединилось» в своей деятельности, что отказывает себе в помощи волонтёров, общественных организаций и деятелей, неравнодушных к сохранению памятников. Мы склонны связывать создавшееся положение, в первую очередь, с кадровым составом Управления. В штате нет археолога, историка, а их места заняты юристами и менеджерами.

Алексей Юрьевич, считаем должным обратить Ваше внимание на вопиющие факты уничтожения и повреждения объектов культурного наследия, зачастую прикрываемые решениями Правительства Ульяновской области. На наш взгляд, требуется перезапуск системы взаимодействия органов государственной власти и общественности, крайне необходима разработка «Региональной стратегии государственной охраны, сохранения, использования и популяризации культурного наследия народов, проживающих на территории Ульяновской области», которая бы включала перечень приоритетных ОКН, нуждающихся в безотлагательных спасательных мероприятиях.

Председатель Совета ульяновского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Зубова И.Л.

Председатель Союза краеведов Ульяновской области
Прокопенко С.А.

Председатель Совета отделения Российского исторического общества в Ульяновской области
Беспалова Е.К.

Председатель Историко-культурного Фонда «Мелекесъ»
Мокеев А.С.

Председатель Совета городской просветительской организации «Булгарское возрождение»
Богданов Ш.М.