Депутаты Заксобрания подняли вопрос установки единовременной выплаты для мобилизованных граждан. По их мнению, для соблюдения социальной справедливости бойцам необходимо выплатить не менее 50 тысяч рублей. Если учитывать, что в Ульяновской области около трех тысяч мобилизованных, цена решения вопроса начинается от 150 миллионов рублей. Депутаты признают, что денег в бюджете сейчас нет, и предлагают выплатить средства в начале 2023 года или понадеяться “на федеральное плечо”.
Вопрос выплат мобилизованным рассмотрели на закрытом совещании с членами правительства, которое прошло в пятницу после пленарной сессии, также его включили в повестку прошедшего заседания социального комитета. Депутаты подтверждают, что в Ульяновской области около трех тысяч мобилизованных. Сейчас бойцам и членам их семей установлена поддержка в виде бесплатного питания в школах и детсадах, бесплатного проезда в электротранспорте, бесплатного посещения муниципальных учреждений культуры и спорта, бесплатного оказания юрпомощи, освобождение от уплаты транспортного налога на 2 года. Также регион закупил наборы дополнительной экипировки. По информации главы кабмина Владимира Разумкова, на поддержку семей мобилизованных из бюджета выделено 236 миллионов. Из этих средств 100 млн рублей пошли на выплаты служащим именных батальонов “Симбирск” и “Свияга” (по 300 тысяч рублей на человека), еще 63 млн рублей направили на закупку экипировки. “Получается, помощь составляет порядка 20 тысяч на человека”, – отметил глава правительства.
На минувшей неделе на проблему с выплатами в регионах обратили внимание и на федеральном уровне. «К большому сожалению, есть вопрос, касающийся единовременных выплат: разные регионы поддерживают мобилизованных по-разному,— заявил 19 октября на пленарном заседании Совета федерации сенатор Айрат Гибатдинов.— Единой меры нет, хотя все они (призванные для участия в спецоперации, прим.ред.) находятся, скажем так, в одном месте и на равных условиях». Гибатдинов предложил создать «единый федеральный стандарт поддержки мобилизованных», который будет финансироваться за счет средств федерального бюджета. Это поможет бойцам избежать «пустых обсуждений и беспричинной зависти», а регионам — «дополнительной, часто неподъемной финансовой нагрузки», резюмировал сенатор.
Депутаты Заксобрания Ульяновской области настаивают на том, что поддержка бойцам должна быть в натуральном виде – это”подъемные” от 50 до 100 тысяч рублей. Парламентарии отмечают, что семьи за свой счет закупали инвентарь и одежду, чтобы отправить мужчин “в тепле”. Во-вторых, не все предприятия сохранили за мобилизованными зарплаты, поэтому семьи остались без основного источника дохода.
– Нам звонят члены семей и сами мобилизованные, они обеспокоены этим вопросом, – говорит вице-спикер парламента Дмитрий Грачев. – Около 30 регионов установили выплаты на местном уровне. И это крайне несправедливо, когда ребята из разных регионов служат плечом к плечу, но кому-то область оказала помощью, а кто-то ушел без денег. Мы попросили главу правительства установить выплаты бойцам, он сказал, что нас услышал и доведет вопрос до губернатора – решение за ним. Звучали разные предложения об источниках для выплат, но сошлись на том, что несколько сотен миллионов можно и нужно найти, чтобы наши ребята не чувствовали себя обделенными.
Аналогичного мнения придерживается внефракционный депутат Матвей Володарский: парламентарий считает, что бойцам необходимо выплатить не менее 100 тысяч рублей, средства на эти цели можно взять из заморозки нескольких инфраструктурных проектов:
– У всех депутатов есть общее понимание, что выплату нашим бойцам дать надо. Их отсутствие – это политически недальновидный шаг. В одном окопе сидят парни из Самары, Чувашии, и все всё получили, а наши нет. Людей за красную линию направили, а мы крохоборничаем. На 3000 человек нужно 300 млн рублей. Предложил коллегам занять жесткую позицию – не принимать проект бюджета на 2023 год, если не будет выплат. Ну не голодовку же мне по этому поводу объявлять, хотя я готов, если надо. Источники средств могут быть разные: например, приостановить закупку автобусов и трамваев, “Метеоров”, строительство склада для “Тандема” за 497 млн рублей, которое полностью финансируется из областного бюджета.
Руководитель фракции “Единой России” в Заксобрании Василий Гвоздев считает, что средства на выплаты можно заложить в бюджете на первый квартал 2023 года:
– 15 октября мы подготовили письменное предложение на имя Владимира Разумкова о выплате мобилизованным не менее 50 тысяч рублей, но ответа от правительства у нас пока нет. Знаем, что губернатор Алексей Русских поручил проработать вопрос, откуда взять деньги. Можно пойти по варианту включения этой выплаты в бюджет 2023 года, потому сейчас, возможно, этих денег нет. Таким образом, бойцы получат средства в январе-феврале. Во-вторых, все наши вопросы решила бы федеральная единовременная выплата. Она бы установили социальную справедливость независимо от региона проживания мобилизованного, пока же субъекты приняли решение о выплатах вразнобой. Москва выплачивает по 50 тысяч рублей. Татарстан привязал выплату к количеству детей: нет детей – нет выплаты, если один ребенок, то выплата 20 тысяч рублей, на двоих детей – 40 тысяч рублей. Некоторые регионы выплачивают от 100 тыс. до 300 тыс. руб. От Ульяновской области на уровень генсека партии Турчанка готов выйти Владимир Камеко, на региональном уровне это делаю я.
Руководитель фракции КПРФ Виталий Кузин так же как и Гвоздев в опоросе выплат рассчитывает на федеральное плечо:
– Со стороны федеральной власти необходимо составить единый стандарт оказания помощи со стороны регионов, так как субъекты обладают разными возможностями. Ульяновская область уже много лет закредитована, наши средства сильно ограничены.