УФАС по Ульяновской области  признало наличие нарушений антимонопольного законодательства в проведенных мэрией Ульяновска аукционах на маршруты общественного транспорта. Выяснилось, что администрация не предупредила частного перевозчика о выставлении на торги маршрута №28  для перевода на регулируемый тариф.

31 октября управление ФАС по Ульяновской области опубликовало на своем официальном сайте заключение по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» ульяновским муниципальным казенным учреждением «Организатор пассажирских перевозок» (МКУ ОПП). Заявление еще 27 июля подала компания «Галекс и Ко» ( маршрут № 28). Представитель частного перевозчика пояснил комиссии УФАС, что компания «не была уведомлена о проведении торгов» и лишь «получила уведомление об изменении вида перевозок на регулируемый тариф 30 июня 2022 года», но даже если бы компания догадалась, что будут торги, она бы не смогла подготовиться к ним, чтобы закупить за оставшиеся две недели требуемые автобусы средней вместимости.

Кроме того, «Галекс и Ко» отмечала, что в ТЗ все данные по требуемым автобусам средней вместимости подводились под автобусы «СИМАЗ», а начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) была рассчитана неправильно (к примеру, на маршруте № 38 стоимость работ на маршруте в год составит 96,173 млн руб., при собранной плате за проезд 33,333 млн руб., исходя из этого НМЦК — 62,839 млн руб., но в контракт закладывается НМЦК в размере 96,947 тыс. руб.)

Представитель МКУ ОПП настаивал на том, что сроки соблюдены, компании были извещены о планируемом изменении вида перевозок еще в конце 2021 года, требования к автобусам допускают возможность использования автобусов разных производителей, а цена контракта была установлена такой «ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете города», поскольку Бюджетный кодекс позволяет заключать контракты «в пределах ­лимитов».

Комиссия согласилась с тем, что законодательство о контрактной системе позволяет проводить торги в пределах лимитов, а ТЗ по требованиям к автобусам позволяет использовать автобусы «нескольких производителей».

В то же время комиссия признала, что МКУ ОПП нарушило требования статьи 17 закона «О защите конкуренции». Как отмечается в заключении, согласно требованиям № 220ФЗ (от 13.07.2015 — о регулярных перевозках пассажиров), об изменении вида перевозок МКУ ОПП должно было предупредить перевозчика «не позднее 180 дней до дня вступления указанного решения в силу», однако в одном случае этот срок составляет 178 дней, в другом — 25 дней. «Более того, организатором торгов также нарушен запрет на сокращение срока действия ранее выданного свидетельства в отсутствие согласия перевозчика», а прекращение действующих свидетельств без соответствующих процедур «ведет к ограничению свободы предпринимательской деятельности перевозчиков».

В заключении также отмечается, что 14 октября администрации выдано предупреждение о приведении документов планирования перевозок в соответствие с законодательством.

Согласно законодательству, обжалованные перевозчиками аукционы следует отменить, после чего объявлять новые, в соответствии с требованиями законодательства, на что уйдет еще более полугода.