АО «ТСНРУ», подрядчик по очистке Винновской рощи, получило по контракту более 120 миллионов рублей. При этом только в октябре в роще начались подготовительные работы. Спросили ответственные ведомства, что все же планируется успеть в этом году и каким образом организован контроль за земляными работами на территории ООПТ.

План не согласовали

Чтобы в роще были начаты основные, а не подготовительные работы, подрядчику АО «ТСНРУ» нужно согласовать их проект в Росприроднадзоре. По информации минстроя региона, один раз проект уже отклонили. 18 октября его подали повторно, решения пока нет.

Уточнить причины, по которым Росприроднадзор не согласовал первый проект, не удалось. Как сообщили в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, утверждает его центральный аппарат ведомства, региональные чиновники могут подключаться по его решению. Но в межрегиональное управление подобных поручений из центра на поступало.

Поэтому конкретный объем работ, который удастся выполнить в этом году, можно только предполагать. По информации минстроя, подрядчик рассчитывает выполнить шесть пунктов:

– устройство временных дорог и площадки для складирования заражённого грунта,
– ограждение территории и уборка мусора,
– водопонижение, водоотведение,
– устройство дренажа родников,
– демонтаж старых очистных сооружений,
– очистка родников от заражённого грунта.

По начальной смете, помимо дренажа родников, в 2022 году планировалось проложить для них водоотводящие трубы, поверх устроить русла ручьев и облагородить поймы. Теперь же, получается, что подрядчик только начнет копать ручьи. При этом, согласно сайту госзакупок, деньги на работы — почти 122 миллиона рублей — давно уже были перечислены.

Плиты — в стройгородок, работать руками и мини-техникой

Но даже подготовительные работы вызывают у ульяновцев немало вопросов. Например, после их начала к роще со стороны деревни Винновки подвезли бетонные плиты. В минприроды сообщили, что плиты отношения к очистке не имеют. Но в минстрое уточнили, что они нужны для устройства площадки под складирование зараженного грунта и устройства строительного городка.

Главный контролер за происходящим в роще — ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик», подведомственное минстрою. По информации министерства, ОГКУ проверяет у подрядчика разрешительную документацию, объем и качество работ.

Но, как выяснила природоохранная прокуратура, контроль этот «Ульяновскоблстройзаказчик» выполнял ненадлежащим образом. Ведомство внесло руководителю ОГКУ представление с требованием исправиться.
Минприроды являлось заказчиком проектно-сметной документации на работы, но уже не является заказчиком самих работ, поэтому обязанности их контролировать не имеет. При этоим, сообщили в министерстве, оно следит, чтобы подрядчик не заводил в зону ООПТ тяжелую технику. Сотрудники минприроды посещают место работ ежедневно.

В минстрое уточнили, что из техники при очистке планируется задействовать мини-экскаваторы и самоходные тележки. Бобкэты планируется запустить в рощу только для устройства дорог.

Нефти на южном ручье в 2021 году не нашли

Природоохранная прокуратура также контролирует работы. У Росприроднадзора обязанностей следить за очисткой ООПТ нет. Но ведомство выполняет план-график контроля за объектами накопленного вреда окружающей среде. По нему, в июне 2022 года было произведено выездное обследование нефтезагрязнения в Винновке. Пробы почв, лабораторные исследования и измерений показали превышение в роще концентрации фосфатов, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка.

Как можно заметить, нефтепродуктов в этом списке вредных веществ с опасной концентрацией нет. И местные жители до сих пор высказывают сомнения в необходимости масштабной очистки с раскопкой ручьев и заменой грунта. Самые большие вопросы возникают по очистке южного ручья, на котором стоит в том числе родник Сахарный. Организаторы работ возражают, что нефтяное загрязнение и с южной стороны доказано исследованиями: согласно им, нефтяная линза зашла и под южный ручей, и нефтепродукты выходят в них тоже.

Речь идет об обследовании, которое в 2021 году делало ЗАО «Спецгеоэкология», готовившее проектно-сметную документацию для очистки. Подробно итоги его работы были изложены в материалах ОВОС.
Но, согласно им, присутствие нефтепродуктов в южном ручье если и фиксировалось, то в небольших количествах, а в 2021 году их там и вовсе не было обнаружено. В исследованиях еще от 2017 года концентрация нефтепродуктов на этой территории составляла 9 единиц и 12 единиц при норме 6,5 – 8,5. В 2021 году, цитата из ОВОС: «В донных отложениях родников 1 и 17 повышенные концентрации нефтепродуктов не зафиксированы… В донных отложениях ручья южного также не фиксируется повышенное содержание нефтепродуктов». В воде нефтепродукты обнаружились, но концентрациях их была меньше допустимой для питьевой воды.


Нефтяная линза под рощей. Официальная версия


Канализационные потоки в ООПТ со стороны южных ручьев. Фото Дмитрия Тарасова


АО “ТСНРУ” получило 121 млн рублей еще до начала работ в роще


Результаты официальных проб 2021 года. Южные ручьи – это родники 1, 2, 3. Содержание нефтепродуктов в каждом из них ниже ПДК для питьевой воды (0,1 мг/л)