МУП “Ульяновскэлектротранс” запускает переход на бескондукторную систему оплаты проезда в трамваях и троллейбусах. Предприятие объявило торги на оказание услуг по установке терминалов продажи разовых билетов в зоне досягаемости водителя и валидаторов возле дверей. Директор МУПа Павел Тимаков, который в марте прибыл в Ульяновск из Москвы, говорит, что расходы – около 30 млн рублей, окупятся за год. 

Фото: группа МУП “Ульяновскэлектротранс” Вконтакте

16 ноября Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации Ульяновска разместило на “ЕИС Закупки” электронный аукцион на оказание услуг по монтажу оборудования систем оплаты проезда на транспортных средствах МУП «Ульяновскэлектротранс». Начальная цена контракта составляет 30,2 млн рублей. 

Из документации следует, что в каждом трамвае и троллейбусе в зоне досягаемости водителя без изменения положения тела установят терминал продажи разовых билетов и бортовой навигационно-связной терминал. В салоне, на поручне возле каждой двери, смонтируют стационарный валидатор (в общей сумме 146 штук). Терминалы смогут принимать платежи по картам Visa, MasterCard, China Union Pay и МИР.  В аукционной документации прописывается, что всё оборудование должно стабильно работать 24 часа 7 дней в неделю. Гарантия составит 12 месяцев. Срок выполнения работ – 230 дней со дня подписания контракта.

Таким образом руководство МУП “Ульяновскэлектротранс” намерено постепенно отказаться от работы кондукторов. Сейчас “УЭТ” подбирает персонал через портал госзакупок. На 2022 год “Ульяновскэлектротранс” провел четыре аукциона, из которых состоялись три. Контракты заключены на 4,8 млн рублей,  2,8 млн рублей и 4,8 млн рублей. С 1 января по 30 июня услуги оказывало кадровое агентство “Вегастаф”, затем два месяца подбором персонала занималось ООО “Кругозор”, с сентября  услуги вновь оказывает ООО “Вегастаф Сити”. Например, за услуги в октябре МУП заплатило 589 тысяч рублей. Объем оказываемых услуг в зависимости от контракта измеряется в общем количестве часов на всех сотрудников или в количестве транзакций (наличным и безналичным расчетом, транспортной картой, электронным кошельком, проездными билетами, ЕСП).

Директор МУП “Ульяновскэлектротранс” Павел Тимаков, который возглавил предприятие в марте 2022 года, говорит, что отказаться от кондукторов планируется к апрелю. За это время, по его мнению, пассажиры привыкнут к новой системе оплаты проезда. Переход на валидаторы должен окупиться к концу 2023 года.

– Опыт других городов показывает, что система бескондукторной оплаты  – самая эффективная. Еще один социальный вопрос, который снимется, – жалобы граждан на неадекватное поведение и пассажиров, и кондукторов. Теперь не с кем будет ругаться. В-третьих, это антиковидный фактор, так как при взаимодействии с наличностью кондуктор становится распространителем инфекции.

В течение года окупаемость будет покрываться теми кондукторами, которых мы берем со стороны. Часть персонала останется – они будут работать в составе ревизионной группы в качестве контролеров. Свой штат мы не сокращаем, мы его переформатируем, – комментирует редакции Тимаков.

На первом этапе, в течение двух месяцев, оплату проезда будут контролировать те же самые кондуктора, только без функции взимания платы. Они будут помогать пассажирам и объяснять, как пользоваться валидаторами. Затем контролировать оплату проезда станет муниципальная служба, которая сейчас находится в составе МКУ “Организатор пассажирских перевозок”.

Получить комментарий директора МКУ Владимира Фадеева в день подготовки материала не удалось. Организация, в том числе, владеет информацией о количестве безбилетных поездок.

Открытым остается вопрос, кто станет оператором валидаторов. В декабре исполнится два года с момента заявления властей о внедрении в Ульяновске единой карты «Тройка» для оплаты проезда в общественном транспорте. Затянувшийся процесс объясняли проведением тестирования в несколько этапов, доработкой ПО, сбоях в программе, а также перепрограммированием терминалов под использование карт “Тройка” наряду с другими банковскими картами. Тестировать карту в Ульяновске начали в марте 2021 года с троллейбусов. Испытания закончились еще в июне, но карту в обращение не ввели.  В январе 2022 года «СберТройка» установила стационарные терминалы в трамваях маршрутов №22 и №4 в рамках второго этапа тестирования системы. ООО “ЭлТранс” на тот момент проводило переговоры с банками для проведения бесконтактных платежей через установленные валидаторы. Систему планировали запустить до конца 2022 года. Однако в феврале ульяновцы жаловались, что транспортная карта “Тройка” и валидаторы не работают. В мэрии Ульяновска отвечали, что система находится на доработке, о сроках возвращения к работе сказать не могут.

– Мы не знаем, кто у нас будет оператором. Будет ли это “СберТройка”, “Элтранс” или еще какая-то организация, не мы решаем, – комментирует Тимаков. – Мы устанавливаем “железо”,  оператор под него уже заводит свое программное обеспечение. Валидаторы, которые мы установим, позволяют работать со всеми операторами.