Министерство просвещения предлагает на законодательном уровне закрепить необходимость носить школьную форму. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов, выступая в Госдуме, заявил: “Считаем важным найти законодательное решение для введения школьной формы. Пусть каждая школа самостоятельно определит, какой ей быть”. В ведомстве подчеркнули, что вопрос носит дискуссионный характер и, что называется, “на перспективу”.

Разговоры о том, нужна ли школьная форма, идут чуть ли не с начала девяностых годов прошлого века. “Российская газета” напомнила, что всеобщий для страны школьный дресс-код отменили в 1992 году. А уже в начале двухтысячных некоторые директора стали возвращать в школьные уставы пункт “внешний вид ученика” – ребята зачастили на уроки в потертых рваных джинсах и коротких юбках.

А как сейчас?

До сих пор форма оставалась личным делом каждой школы. И хотя ностальгический образ – коричневое платье, белый фартук, банты – сегодня лишь иногда всплывает как наряд для последнего звонка в 11 классе, во многих школах дресс-код все же есть. Конечно, речь уже не идет о белых фартуках и воротничках. Но требования прописаны вполне четко. Например, в “Положении о внешнем виде обучающихся” одной из подмосковных школ указано: единые требования к внешнему виду обусловлены “соображениями безопасности и эстетической привлекательности”. Отмечено также, что школьный наряд должен быть сдержанным, аккуратным, без ярких цветов, блестящих нитей и кричащих надписей. Основной элемент здесь – красно-синяя клетка: мальчикам – жилетки и галстук, девочкам – юбки, сарафаны, брошки. В других школах – свои акценты.

До сих пор внешний вид учеников был делом каждой школы. Теперь наличие формы предлагается закрепить законодательно

– Мы не раз обсуждали этот вопрос, и в целом педагоги относятся положительно к тому, чтобы в каждой школе была своя школьная форма, – говорит председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – Нужно дать школам такую возможность, но решение должно быть рассмотрено родительским комитетом и управляющим советом школы. Учет мнений родителей сегодня – обязательное требование во всем, что касается образовательного процесса. Относительно формы – только вместе обсуждать и решать: где покупать, какие отличительные знаки, какая цена.

Увы, руководство школ иногда пытается в приказном порядке отправить родителей покупать форму в определенный магазин.

– На родительском собрании директор школы презентовала нам образцы формы и рекомендовала конкретную фирму для закупки, – поделилась мама третьеклассницы Евгении. – Мы тут же зашли на сайт фирмы и открыли рты: один только жилет – под три тысячи рублей! Но директор настаивала на закупке.

Внимание: даже если школа вводит своим уставом форму, никто не вправе требовать от родителей покупать ее в определенном месте.

Виктория Андреянова, дизайнер:

– Я считаю, что школьная форма нужна. И рада, что вопрос о ней поднимается. Другое дело, какая это будет форма. Я думаю, что ребенку нужна прежде всего любимая форма. Такая, которую хочется носить. Может быть, она должна быть в логике клубного пиджака – это сделает ее более ценной и более знаковой. Можно оглянуться на страны с незыблемыми традициями школьных форм и посмотреть, что они делают.

И в форме обязательно должны быть элементы, отличающие конкретную школу. Корпоративный дух и причастность к чему-то должны быть ощутимы учениками. Мне кажется, что все это стоит проработать, прежде чем внедрять новую школьную форму.

Я как модельер разрабатывала ее, но только для отдельных частных школ.

Даже если школа вводит своим уставом форму, никто не вправе требовать от родителей покупать ее в определенном магазине

И это был очень сложный процесс с “законодательной” точки зрения. Поскольку школа не может вести хозяйственную деятельность, то в дело включаются родительские комитеты, а каждый родитель “сам себе дизайнер”, каждая мама уверена, что лучше всех знает, что нужно ее ребенку. А школа к тому же не имеет права собирать деньги на форму, это опять же должен делать родительский комитет. В общем, препятствий немало, но если это все изменить, то это сподвигнет школы повсеместно заняться вопросами школьной формы.

Я разрабатывала форму для школы Сотрудничества (одной из первых частных школ в Москве, на Таганке). И очень горжусь этой работой, поскольку эта школа с потрясающими традициями была построена на идее сотрудничества детей, родителей и учителей

Мы делали форму в логике некоей коллекции, а ученик мог выбрать, носить ему куртку или пиджак, зеленую, стальную или белую водолазку. У школы были свои корпоративные цвета, с ними можно было “играть”. Работа шла очень легко и в итоге всем принесла радость: и детям, и родителям, и учителям.

Мне кажется, чтобы сделать хорошую школьную форму, нравящуюся ученикам и всем вокруг, надо сначала понять концепцию обучения. На что делается акцент в воспитании школьника – на дисциплину, творческую устремленность, спортивный дух. И исходя из этого выбирать стиль спорт-шик или просто спорт, кэжуальную или бизнес-историю, с детства приучающую детей к аккуратности.

А можно в одном комплекте объединить и все категории. Учитывая и уроки, и праздники, и досуг школьника. Школьная форма – это точно “непаханое поле” для дизайнеров.

Но делать ее должны настоящие профессионалы. И она при этом, конечно, не должна быть дорогой.

Но если этим заняться на уровне страны, то можно было бы сделать некую базу, разработать комплект. А массовый запуск ее производства помог бы добиться минимальной цены, оставляя при этом для каждой школы возможность выбирать цвет, вышивку или аппликацию для логана. То есть школа могла бы “тюнинговать” общую форму под свой стиль. И тогда бы это точно было оптимально и по стоимости, и по качеству, поскольку производство формы могло бы опираться на коллекции лекал, отработанные с определенным нормированием и в соответствии с гостами. Мы не любим слово “госты”, но, делая одежду для детей, надо выдерживать определенные важные параметры. Я, например, видела школьную форму с предупреждением “Только химчистка”, но это же недопустимо. От школьной формы не должна чесаться кожа, и она обязательно должна стираться, не надо об этом забывать.

Татьяна Калмыкова, мама ученицы 11 класса, Москва:

– У нас в школе вроде бы была форма, но к дочкиному седьмому классу все сошло на “нет”. Раньше директор предлагал “покупать в определенных магазинах, называя номер школы”, потом рекомендовалось придерживаться одной цветовой гаммы. А сейчас: “Ну хотя бы сменку носите!” Считаю, что форма хороша в начальной школе и потом класса до седьмого. А после – просто деловой стиль. Детали этого стиля можно проговорить на уровне руководства школы и родительского совета.

Наталья Щербинина, мама ученицы 5 класса, Барнаул:

– В Алтайском крае школьную форму ввели еще в 2014 году на региональном уровне. Решение принимает каждая школа сама по согласованию с родительским комитетом. Как правило, оговариваются цвета и фасон. У нас в гимназии базовым цветом выбран серый, можно носить юбки, брюки, пиджаки, жилетки этого цвета и белые блузки. Правда, удовольствие недешевое: форма для дочки – юбка, брюки и пара блузок – обошлась в 13 тысяч рублей с учетом того, что жилетка с логотипом школы осталась с прошлого учебного года. Я двумя руками за единую форму, причем не только по школе, но и по стране. Родителям так будет проще. Купил форму – и нет проблем. Но, думаю, дети будут не в восторге – никакого разнообразия в нарядах.