Правительственная комиссия продолжает исследовать районы на наличие незаконных карьеров. В половине осмотренных  муниципалитетов нелегальную добычу выявили в 1/5 части выработок. Отрасль недропользования видится “Белому дому” в качестве одного из основных источников доходов. В этом году от добычи полезных ископаемых в бюджет поступило 800 млн рублей. По предварительной оценке налоги от этой деятельности не добираются в 10-кратном размере.

Комиссию по обследованию муниципальных образований на предмет незаконной добычи полезных ископаемых возглавляет зампред правительства Роман Когтев. С начала работы в 12 муниципалитетах она обследовала 89 карьеров. Выяснилось, что 17 из них разрабатываются незаконно. Кроме того, не у всех лицензиатов пакеты документов на добычу оформлены в соответствии с законодательством, а многие и вовсе состоят на учете в налоговом органе в других регионах. Глава региона усомнился, что комиссия с “земли” видит и доезжает до всех возможных нарушителей и поручил провести “глубокую аналитическую работу”. Как отметил вице-губернатор Игорь Эдель, один из крупных налогоплательщиков исходя из количества добытых ископаемых должен был заплатить 100 млн рублей, однако в бюджет перевел только 8 млн рублей.

Карта МО, где проведено комиссионное обследование территории

По данным на 22 ноября в 12 муниципальных образованиях (Павловском, Старокулаткинском, Новоспасском, Николаевском, Радищевском, Тереньгульском, Кузоватовском, Барышском, Сенгилеевском, Инзенском, Базарносызганском районах и в Новоульяновске) обследовали 89 карьеров. Из них 36 карьеров разрабатываются на основании лицензии, 33 законсервировано, 17 разрабатывается незаконно, три разрабатываются администрациями МО для собственных нужд.

Комиссия выявила, что не у всех лицензиатов пакет документов на добычу полезных ископаемых оформлен в соответствии с законодательством. Для исправления таких недочетов Когтев предложил обучить муниципальных специалистов, усилить рабочее взаимодействие между Минприроды и районами для оперативного контроля за используемыми участками и получения достоверной информации о регистрации недропользователей и их налоговых отчислений в бюджет. Русских в связи с этим поручил министру природы Гульнаре Рахматулиной “доводить дело до ума”, чтобы все недропользователи оформили документы в соответствии с законодательством.

Губернатор отметил, что пока все проводимые комиссией обследования носят визуальный характер без фактического замера незаконно добытых полезных ископаемых. Русских усомнился в том, что работа с “земли” позволяет выявить всех нарушителей. Когтев, в свою очередь, предложил дождаться завершения комплексного исследования, после которого все карьеры разделят по сырью, комплектности документов и проведут отдельное совещание со всеми собственниками.

– Дальнейшая работа будет направлена на то, чтобы исключить техническую возможность изъятия полезных ископаемых. Лицензированные карьеры мы поставим на визуальное наблюдение для того, чтобы точно знать, сколько машин выходит с карьера, – сообщил Когтев.

Отрасль недропользования видится правительству в качестве одного из основных источников доходов. В этом году от добычи полезных ископаемых в бюджет поступило 800 миллионов рублей. По предварительной оценке налоги от этой деятельности не добираются в 10-кратном размере. Министр природы говорит, что отрасль не финансировалась, заниматься карьерами было попросту некому. В 2023 году ведомство намерено нанять геологов и маркшейдеров для разведки участки, на это необходимо 10 млн рублей:

– Да, незаконные карьеры существуют, мы их фиксируем, но эта отрасль последние лет 20 не финансировалась. У нас разработана и согласована с Минприроды РФ стратегия развития до 2030 года. Еще один источник доходов – геологическая разведка участков: Грубо говоря, если сегодня мы выставляем карьеры за 1000 рублей, то после разведки будем готовы выставлять их за 100 000 рублей. В этом случае бизнес начинает платить налог на добычу полезных ископаемых с первого года работы. Для того, чтобы дать толчок отрасли, нам необходимо проведение маркшейдерских работ и геологических разведок. За основу взяли работу Татарстана.

Предметно по районам 

Тереньгульский район

Обследовали 12 участков недр местного значения, включенных перечень Минприроды Ульяновской области. Из них лицензии выданы на 10 месторождений, добыча ведется на 5 карьерах, еще 5 не разрабатываются. Комиссия установила два карьера, на которых имелись следы незаконной добычи в небольших объемах. Имеется также 2 месторождения, учтенные в нераспределенном фонде, а также 9 перспективных проявлений – 6 с мелом, 1 с глиной, 1 с песком и 1 с песчаником.

На налоговом учете в регионе состоит только 1 из 9 недропользователей.

Кузоватовский район

4 участка недр местного значения. Лицензии выданы на 2 месторождения: одно разрабатывается недропользователем, второе не разрабатывается, т.к. лицензия была выдана только на геологическое изучение запасов мела. Комиссия установила, что на территории района 2 карьера со следами незаконной добычи в небольших объемах. На территории района имеется 2 месторождения учтенных сводным запасом, а также 9 перспективных (4 с песком, 2 с песчаником, 1 с глиной, 1 с мелом, 1 с диатомитом).

На налоговом учете в регионе состоит 1 недропользователь.

Барышский район 

7 участков недр местного значения. Из них лицензии получены на 2 месторождения, оба из которых разрабатываются недропользователями, остальные не разрабатываются. Комиссия выявила 5 месторождений учтенных сводным балансом запасов, а также 5 перспективных (4 с песком, 1 с диатомитом). Также на территории района имеется песчаный карьер, который использовать местная администрация для муниципальных нужд, однако для этого необходимо оформить разрешительные документы.

На налоговом учете в регионе состоит 1 недропользователь.

Сенгилеевский район

24 участка недр местного значения. Лицензии выданы на 14 месторождений, 12 из которых разрабатывается недропользователями. Комиссия выявила 9 месторождений учтённых сводным балансом, а также 8 перспективных (3 с мелом, 3 с песчаником и 2 с глиной).

На налоговом учете в регионе состоит 5 из 14 недропользователей.

Новоульяновск

На территории муниципального образования имеется одно месторождение общераспространенных полезных ископаемых. На 18 октября была выдана лицензия, но не эксплуатируется из-за отсутствия разработанной технической документации.

– В границах МО ранее осуществлялась добыча цементного сырья, лицензия выдавалась федеральным агентством по недропользованию, налог на добычу полностью уходил в федеральный бюджет. На сегодня месторождение законсервировано, однако по информации одного из сотрудников цементного завода, в конце года предприятие будут готовить к работе, и запустить производство смогут не ранее сентября 2023 года, – сообщил Когтев.

Инзенский район

17 участков недропользования местного значения, лицензии выданы на 12 из них, но только 5 разрабатываются недропользователями. На одном из месторождений, на которое ранее выдавалась лицензия, имеются следы незаконной добычи. Остальные месторождения не разрабатываются. Комиссия выявила 5 месторождений учтенных сводным балансом запасов, а также 17 перспективных проявлений. Также на территории района есть 2 песчаных карьера для муниципальных нужд.

На налоговом учете в регионе состоит 6 из 12 недропользователей.

Базарносызганский район

2 участка недр местного значения на балансе, лицензии на разработку которых не выдавались. В районе месторождений комиссией установлены следы незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых в небольших объемах. Министерством природы на территории района выявлено 3 перспективных проявления общераспространенных полезных ископаемых.