24 ноября 2022 года на базе регионального Центра непрерывного повышения педагогического мастерства Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова прошел IV съезд педагогов-наставников «Наставничество в системе непрерывного профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров: векторы развития».
Цель мероприятия: реализация регионального проекта «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование» в части создания единой системы наставничества в образовательных организациях Ульяновской области.
В мероприятии приняли участие представители Министерства просвещения и воспитании Ульяновской области, ОГАУ «Институт развития образования», УлГПУ им. И.Н. Ульянова, члены региональной Ассоциации педагогов-наставников, педагогические работники, реализующие функции наставников в образовательных организациях. На съезде присутствовали гости из других регионов: проректор Института развития образования Республики Татарстан Лариса Шамсутдинова; аналитик Центра непрерывного повышения педагогического мастерства Свердловской области Елена Воробьева; доцент Уральского государственного педагогического университета Татьяна Дорохова.
В дистанционном формате к участию в съезде присоединились: начальник Управления исследования и разработки Академии Министерства просвещения РФ Надежда Ладилова, сотрудник Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ольга Иванова, представители Лутугинского района Луганского Народной республики.
Перед началом мероприятия для участников провели экскурсию по педагогическому технопарку Квантриум имени народного учителя СССР П.П. Головина, который недавно открылся в университете. Педагогам продемонстрировали возможности Кванториума в деле обучения школьников, студентов и повышения квалификации учителей.
С приветственным словом к участникам съезда обратился ректор УлГПУ Игорь Петрищев, который подчеркнул, что цель включения педагогического университета в региональную модель наставничества – это создание условий для успешной личной и профессиональной самореализации молодых специалистов, закрепление молодого специалиста в профессии, в образовательной организации.
«Одним из ключевых направлений создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование» является развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников. УлГПУ включен в процесс внедрения системы наставничества Ульяновской области, выступая его структурным компонентом через региональный Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, который создан на базе нашего вуза», – сказал ректор.
Об особенностях системы наставничества в Ульяновской области рассказала заместитель министра просвещения и воспитания Ирина Киселева: «В 2020 году в регионе начал действовать уникальный закон «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области», который установил дополнительные стимулирующие меры, способствующие обеспечению высокого профессионального уровня отдельных категорий педагогических работников, таких как педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Тем самым в регионе созданы предпосылки формирования высокопрофессионального сообщества педагогов, способных стать ключевыми фигурами в создании региональной системы непрерывного профессионального роста».
Во время пленарного заседания прозвучали доклады на темы: «Развитие системы наставничества педагогических работников и управленческих кадров в Российской Федерации: тренды и перспективы» (Н.А. Ладилова); «О системе наставничества педагогических работников и управленческих кадров Ульяновской области» (Т.В. Ашлапова); «Наставничество в системе методического сопровождения педагогических работников в рамках реализации ИОМ педагога» (Н.Г. Кузина); «Теоретико-методологические основы реверсивного наставничества» (Т.С. Дорохова); «Наставничество в системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Свердловской области» (Е.С. Воробьева); «Региональная система наставничества в Республике Татарстан» (Л.П. Шамсутдинова); «Конструктор программы наставничества» (А.Л. Наумов); «Система наставничества работников образования в регионе: опыт, проблемы, перспективы» (О.Г. Иванова); «Конкурсное движение в системе наставничества» (Т.А. Бирюкова).
Во второй половине дня состоялись дискуссионные площадки по стандартам наставничества в системе конкурсного движения, профессионального роста, аттестации педагогических работников, в системе классного руководства.
В главном корпусе вуза педагоги-наставники дали мастер-классы для студентов и молодых учителей: «Квест-игра в ДОУ» (Ю.В.Лукьянова, учитель-логопед МБДОУ Детский сад №52 «Росинка», г. Димитровград); «Создание интерактивных учебных материалов в онлайн-сервисе LiveWorksheets» (Л.Р. Газизова, учитель информатики МБОУ Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов); «Межпредметная интеграция как средство продуктивного взаимодействия педагогов и повышения мотивации учащихся урок» (И.А. Григорченко, учитель русского языка и литературы МБОУ Мариинская гимназия); «Перевернутый урок» (И.В. Савицкая, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия №44 им. В.Н. Деева).
В завершение съезда была принята резолюция, в которой сформулированы рекомендации, направленные на создание благоприятных условий для развития системы педагогического наставничества в Ульяновской области.