«Поэт – это странный для окружающих его сограждан человек, который обладает даром прозревать суть вещей и событий, и говорить об этом всем людям, из которых слышат и понимают его лишь очень немногие.»

 От ведущего.

Мы не раз поднимали тему  ответственности  писателя перед обществом и народом – а  прежде всего перед самим собой – за свое Слово… В этой связи обсуждалась и проблема  бесконечного роста как самих разного толка «писорганизаций» – так и бесконечно прибавления членов оных…

Казалось бы – ну, пишут люди, тратят на сие странноватое занятие нервы, здороье, деньги, жизнь свою… – и так далее.  Вроде бы дело сугубо личное, частное – ну, марай бумагу, изводи чернила… Иногда пишущий народ объединялся в некие сообщества, собирался в кафе и клубах. В гостиных,  читались те или иные произведения… обсуждались.. и так далее.

Таких примеров  в российской жизни 19 века было немало, история литературы  знает их  хорошо…

Однако ныне есть два обстоятельства.

Первое:  в тридцатые годы в СССР  по инициативе М.Горького был создан  Союз писателй СССР. Понятно и почему, и с какой целью…

..Невиданный ранее «Союз» способствовал  становлению новых  авторов в духе нового направления литературы –  так называемого «социалистического реализма»  И …СП СССР стал центром   -можно сказать  — духовного  и профессионального   фундамента  культуры новой исторической эпохи..

И  всякого рода материальные привилегии и блага были к «СП  СССР» властью советской приложены…   И потому само звание писателя было  и в народе  и во власти   весьма почитаемым, значимым, ответственным..

Но вот  не стало великого государства-  не стало и   СП СССР. Правопреемником оного стал Союз писателей России – ныне СП РФ..

И вскоре расширился до невероятности…С весьма бо-о-о-льшим ныне количесством членов …

О  странности этого процесса  и размышляет  известный  профессиональный писатель Николай Алексеевич Полотнянко.

Вникайте!

…Ж.М.

*****

Николай Полотнянко  

 

Писатель без самосуда над собой немыслим…

 

Памяти писателя Анатолия Бармина

 

Справедливо  говорят, что литература в России больше, чем литература, что она и философия,  и  социология  – и так далее…

Но русскую поэзию, а мы говорим только про неё, всегда нужно рассмативать в её Божественном  контексте, о чем впервые сказал Н. Гоголь. Бог для русского поэта был и остаётся всегда источником лиризма самой высокой духовной пробы (Г.Державин, «Бог», А. Пушкин, «Пророк») и оставлся таковым до революции (А. Блок, «В белом венчике из роз – впереди—Исус Христос»). И сейчас у русской пэзии нет другого пути к возрождению как вернуться к своему первоисточнику, к Богу.

Поэт – это странный для окружающих его сограждан человек, который обладает даром прозревать суть вещей и событий, и говорить об этом всем людям , из которых слышат и понимают его лишь очень немногие. Свой поэтический Дар поэт получает от Бога. Думаю, что дар этот равновелик для всех отмеченных им людей, и неизмерим в земных масштабах, поскольку Бог человеку даёт нечто такое, что не может быть понято и описано ни научным, ни каким-то иным способом. Бог насыщает избранных им человеков Божественною способностью преображать мертвые слова в живые, но только от человека зависит, как он ею распрядится.

Поэтический дар даётся человеку как его предназначение в жизни, которое он должен исполнить в той мере, в которой ему позволяет здоровье, жизненные условия, образование, характер. И это предназначение состоит в степени его приближения к овладению главной загадки  бытия – С Л О В А, которым Б О Г сотворил всё живое, в той части, в коей это доступно человеку, имея ввиду его тварную природу. Божьим даром СЛОВА  поэта имеют проникающую в сознание читателя животворящую силу преображения  вымысла не в пошлую реальность, но в лучших своих образцах –  в  духоподъёмную мощь, питающую душу человека радостью жизни от соприкосновения с Красотой, которая, по выражению Ф. Достоевского «спасёт мир».

Великие слова!

Но кто из наших ульяновских поэтов хотя бы отчасти попытался понимать заложенный в них глубочайший вселенский смысл?..  На моей памяти таковыми были: Николай Благов, Евгений Мельников и Жан Миндубаев.

В полной мере это было дано Богом только Пушкину. Бог сотворир его для России как духовную опору русского народа, по своей животворящей силе, не уступающей Богоносному Сергию Радонежскому. И для духовн-творческого оздоровления самих себя русским поэтам  сначала надо увидеть Пушкина не в прошлом, но будущем, поскольку он и сегодня «живее всех живых»  нашего почти безнадёжного времени.

* * *

Развитие литературного процесса в России стремительно приближается к часу истины. У Союза писателей России (СПР) нет ни спасительных идей, ни финансовых возможностей на продление своего сумеречного состояния. Он обречён уже тем, что родившаяся при феерических вспышках Авроры советская литература, давно стала литературой падших, в первую очередь духовно, людей, утративших или предавших коммунистический идеал и обретших вместо него пустоту.

И вместо того, чтобы подняться, встряхнуться, протереть заплаканные глаза и с перьями наперевес и Пушкиным в башке пойти в атаку на оккупировавшую сегодня Россию и давно проклятую на Западе буржуазную пошлость, СРП поспешил встроиться в неё в роли крикливого и якобы бескомпромиссного оппонента, и стал стремительно распухать. Число его членов, непрерывно росло, подход к приёму в Союз стал компанейским, в писатели принимали без разбора, и число «очлененных» писателей продолжает возрастать бурными темпами.

И это происходило и происходит из-за ошибочной стратегической задумки ганичевского руководства СРП – убедить правительство в государственной значимости общественной организации и получать от него финансовую поддержку. Однако эти руководители забыли, что даже при Советской власти государству для поддержания своего реноме лидера мировой культуры хватало (на весь СССР) примерно 50 поэтов, 150 прозаиков, 50 критиков и 20 драматургов, которые имели очень большие гонорары. Остальные десять тысяч писателей были встроены в сферу культуры, газеты, издательства и жили, в основном, на зарплату, редкие гонорары за книги и публичные выступления.  Но они же никогда не кичиличь  только лишь своими «корочками»- а в мру своих спосоностей просто трудились на своем – как говарвали в 19 веке- поприще…

Так обстояло  «литературное  дело»  тогда.  А современной власти с её государственной идеологией буржуазной пошлости писатели не нужны, а для ломки человеческих мозгов и убаюкивания страждущих справедливости вполне хватает галдежа политологов и всепроникающих СМИ. Но столь отчетливая истина никак не усваивается писателями, они воображают, что вот-вот президент сделает разрешающую отмашку, и народ кинется читать их книги..

Уже не  кинется!

Что такое сегодня писатель, член Союза  писателей России? (СПР)?.. В абсолютном большинстве это бывший советский интеллигент, никогда до пенсионного возраста не помышлявший о писательстве. И вдруг он слышит, что сейчас стать писателем так же просто, как сходить в баню. Преодолев колебания, он достает тетрадь со стишками, коими баловался в молодости, издает книжечку и подаёт заявление о приёме в Союз писателей России.

И там его встречают с распростёртыми  объятиями. Причина накачки СПР новыми членами проста, от их числа зависит величина господдержки общественной организации. Сейчас в СПР более восьми тысяч писательских «штыков» –  и это далеко не предел. Но какое отношение эта всероссийская «накачка билетов» имеет к русской литературе?

Хотя любопытен сам факт существования писателей отдельно от литературы. Такого ещё нигде в мире не было.

* * *

По «густоте» своих членов   Ульяновская писательская организация не только не избежала наплыва новых «Щедриных и Гоголей», но и была впереди всех регионов России, поскольку в УО пятнадцать лет губернаторствовал, пожалуй, самый креативный чиновник РФ С. И. Морозов. Это были по-своему сказочные годы административного креатива, перемежающегося  с пустяшными Культурными форумами и прочими придумками фонда «Ульяновск – Культурная столица», который пустил на ветер за дюжину лет не одну сотню миллионов рублей – но остался всё так же далёк от выполнения своей миссии превратить область в «Заповедник Современной культуры.»

К сожалению, новый губернатор А. Русских ни только не провел финансовую ревизию этого филиала ЮНЕСКО, но и  он кинул в «юнесковский общак» десять миллионов рублей из бюджета.

Тут-то бы главе ульяновских писателей О. Дарановой и выступить с вполне резонным предложением о  финансировании издания книг местных авторов, чьи маломальские творческие амбиции приморила антикультурная политика «нашего Сергея Ивановича»!  Но  этого не случилось по той причине, что наши областные писатели не чувствуют себя писателями русского народа из-за всеобщей творческой слабости. Нет почти ни у кого из них книг или рукописей достойных издательского уровня. Как нет и настоящих издательских амбиций. Их духовные запросы вполне удовлетворяют значок и удостоверение члена СПР.

Всего-то!

Конечно, к бездарному многолюдству «писорганизации» в первую очередь причастны конкретные лица, в первую очередь О. Шейпак, И. Таранов. Оба эти персонажа в литературном отношении ничтожны. Но каковы сами – таковы и сани, это собственно они и утрамбовали организацию до несуразного числа членов, что над ней подсмеиваются окололитературные обыватели. Впрочем.сами эти «творцы» вполне удовлетворены  бесконечными фотосссиями и   такой же настырной публиуацией оных…

Однако в упадке литературы в Ульяновской области в первую очередь виноват губернатор С. Морозов, который превратил «писорганизацию» в активного соучастника своих «креативных» игрищ, которым аплодировали либеральные кураторы фонда «Ульяновск – Культурная столица». Ну и конечно  –  также различного рода  столичные «спецы» по изведению русской культуры в потемки небытия. Для поддержания своего реноме «культурного губернаторства»  были полностью переданы бразды управления областным литпроцессом специалистке по организации массовых зрелищ, которая измывалась над писателями как толь позволял её креативный нрав. Кстати, новый губернатор нашел в этой особе бездну достоинств и оставил её в прежней должности, чем заимел себе много недоброжелателей.

* * *

Конечно, со временем в Россию возвратится Красота и Правда русской культуры Пушкина, Достоевского, Чехова, которая сейчас загнана в потёмки невостребованности. Но это возвращение будет трудным: тридцать лет креативных и антигуманных безумств исказили духовную жизнь общества. Правы те, кто говорит, что если с нами Бог, то выздоровление России неизбежно.

Но одними щадящими средствами не обойтись. Травмирована Совесть. Искажено народное образование, Но, главная утрата – правда подменена или искажена ложью. Произошло нравственная отупление всех общественных классов и групп, угасание искренности чувств и мыслей. И этот духовный упадок был спровоцирован насильственным смещением нравственных полюсов в политике общественных институтов, формирующих гуманитарные ценности…

Свою каплю дегтя в этот безобразный процесс внесли ульяновские писатели.  Это их «заслуги»  их грех(без кавычек)….

Среди других творческих объединений Союз писателей занимает особое место, поскольку Россия всегда была страной литературоцентричной, где художественная литература является той основой, что питает смыслами и сюжетами другие искусства: музыку, живопись, скульптуру, графику, кино… И неприятелям русского Слова достаточно было загадить источник русской культуры, чтобы опошлить все виды искусства до полного их разложения.

Я не предлагаю, каких-то мер, вроде проведения переаттестации писателей, хотя это позволило бы сократить число писателей  в облвсти до 10-12 человек (как это было в 1990г.) поскольку советская практика показывает, что один среднего таланта писатель приходился где-то на 150 тыс. чел. 10-12 членов СП СССР было и в Ульяновске.

Писатель должен быть человеком совести. И, в первую очередь, должен судить себя сам. Вот и реальный пример такого «самосуда».

Анатолий Бармин- пример искреннего отношения к литературе.

К счастью, мы не знаем, когда и по каким причинам наступает в жизни человека тот роковой миг, когда он вдруг начинает ощущать необоримую тягу к писательскому творчеству. Можно назвать это открытием в себе духовного пространства, можно признать это болезнью, бесспорно одно: чтобы стать писателем, человек подвергает себя переустройству, даже духовной ломке. Только большие таланты рождаются уже подготовленными самой природой для творчества.

Сергей  Есенин – великий писатель  земли русской – назвал  себя «органом», приспособленным для поэзии. Эти неуклюжие слова, в бытность мою студентом, были написаны на стене актового зала Литинститута, и многие студиозы недоумённо на них взирали, так до окончания обучения и не постигнув их смысла.

Но гений выпадает один на век, ему всё дается от бога, а остальные писатели вынуждены сами освобождать свою душу от земных корост и цепей, чтобы она изведала сладко-щемящую высоту творческого полёта. Одни писатели развиваются стремительно, у других этот процесс длится годами и увенчивается получением заветных «корочек» члена Союза писателей России, после чего автор худосочных стишат и анемичной прозы становится во мнении публики – но в первую очередь в своём собственном, признанным настоящим писателем.
Обычно этот процесс проходит в мажорных тонах и доставляет писательскому новику массу приятных впечатлений, но бывают и неожиданные исключения.

Вот и пример.

В 1991 году Анатолия Бармина и одну ульяновскую поэтическую даму на Всероссийском совещании молодых литераторов без изданных ими книг приняли в Союз писателей. Получив писательское удостоверение, Анатолий Бармин крепко задумался, писатель он или нет. Иногда в разговорах от него частенько можно было услышать: «Да какой я писатель!»
Между тем у него вышла книжка рассказов, и совсем неслабых. Он пытался работать над романом. И вот однажды сомнения в том, писатель ли он на самом деле, заставили его прийти к ответственному секретарю нашей организации Евгению Мельникову и положить на стол членский билет Союза писателей. Думаю, что совершил он этот неординарный поступок, потому что понял, за какое неподъемное дело взялся, что малообразован, а ему идет четвертый десяток, что нечего притворяться перед самим собой и людьми, что ты настоящий писатель, и так далее.
Мельников, конечно,  тут же вернул Анатолию Бармину писательский билет, сказав, что раз он так серьезно относится к литературе, то у него со временем напишутся хорошие книги…

А я подумал, что побольше было бы таких людей в нашем СП России. Пока же больше двух третей писателей можно отнести к людям случайным, наши ответственные секретари рекомендовали, а секретариат Союза писателей России напринимал в ряды писателей для количества, надеясь, что это придаст организации какой-то вес в глазах властей, которым глубоко безразлично есть в России «Щедрины и Гоголи», или их нет.
Но вернемся к Анатолию Бармину. Материально он жил трудно. Работая на стройках, крепко простудился.

О его последних днях у меня есть запись дневнике:

«12 октября 1998 года. Зашел в Союз. Смотрю, на доске стихи, посвященные памяти Анатолия Бармина. Оказывается умер, похоронили, а я не знал. Последний раз я видел его на собрании несколько дней назад. Он выглядел очень плохо. Сказал, что надо бросить курить. Мы сложились по 50 рублей ему на лекарство. Этой ночью он скончался. Осталось четверо детей. Бармин, смертельно заболев, перешел в протестантство. Пасторы обещали ему купить почку для пересадки, но обманули. Это не помешало им совершить над покойником протестантский обряд.

Затем Толю отпели по православному.

Так  покинул нас человек глубоко понимавший суть и миссию писательства и роль Слова в нашей многотрудной иэни.