В Ульяновске начали готовиться к февральскому кубковому противостоянию “Волги” с “Зенитом”. Опасений много – от погоды до состояния  поля. Задача у спортивных функционеров и агрономов “Труда” специфичная: нужно прогреть центральный стадион, вырастить к концу зимы ровный газон и до нуля вычистить с инфраструктуры снег. Если по подготовке стадиона при отсутствии подобной практики хоть какая-то уверенность есть, то свои коррективы может внести погода: согласно регламентам РФС при минус 15 градусах  “Волга” должна предоставить резервное поле. В Ульяновске такого нет, ближайшие – в Самаре и Казани.

Фото: ФК “Волга”

3 декабря состоялась жеребьевка плей-офф Кубка России. Она определила пары 1/4 Пути РПЛ и Пути регионов. В соперники ульяновской «Волге» выпал восьмикратный чемпион России, петербургский клуб «Зенит». Матч намечен на 26 февраля, игра пройдет на ульяновском поле “Труд”.

О том, что предстоит играть в феврале и сезон для “Волги” возобновится на неделю раньше, стало понятно в середине ноября после победы над «Кубанью». Сейчас перед Управлением спортсооружениями стоит сложнейшая задача – подготовить поле для приемки инспекцией Российского футбольного союза. Аудиторов ожидают в середине февраля. Готовиться начнут после новогодних праздников – включат подогрев газона и укроют поле одеялом.

– 5 декабря прошло первое совещание с представителями Минспорта и ФК “Волга” по вопросу подготовки стадиона к матчу с “Зенитом”. Хочу сказать, что 26 февраля игра точно состоится у нас. Поле после последней игры “отдыхает” и лежит под снегом. Подготовительные мероприятия начнут проводиться с середины января: будет включен подогрев на 45 суток, после стаивания снега оно укрывается специальным покрывалом. Кроме того, от снега должны будут расчистить трибуны, беговые дорожки, подъездные пути, зону досмотра, пропускные пути, подход к секторам. Снега должно быть столько, сколько и летом.  Мы сделаем все по правилам, – комментирует ulpressa.ru директор центрального стадиона “Труд” имени Льва Яшина Владимир Щепалин.

Опыта по выращиванию травы зимой у агрономов “Труда” до сих пор не было. Согласно предварительным прогнозам, зима будет холоднее позапрошлой, ожидаются затяжные морозы до -20 градусов. Руководитель ульяновского училища олимпийского резерва Сергей Кузьмин считает, что при устойчивых – 15-20 градусах ничего толкового не вырастить:

–  РФС начнет мониторить подготовку поля, думаю, начиная с января. В любом случае к нам заранее приедет инспекция и будет смотреть, можно ли на “Труде”  качественно провести матч: чтобы поле было с травой, чтобы мяч катился, а не прыгал, чтобы, по-простому говоря, не было грязи. Дёрн должен быть ровный и плотный, чтобы при торможении и ударах трава не вылетала. После новогодних праздников нужно будет включать подогрев, чтобы ковром выросла новая трава. Проблема в том, что такого опыта  у специалистов нет. Если температура постоянно будет под минус 15-20, ничего по большому счету толкового не вырастишь, – говорит руководитель Ульяновского училища олимпийского резерва Сергей Кузьмин.

Еще один риск, из-за которого может сорваться матч, – температура ниже 15 градусов: судья не выпустит игроков на поле. По регламенту РФС  ульяновская “Волга” должна заявить резервный стадион на случай форс-мажорных обстоятельств. В Ульяновске “Труд” – единственный стадион с натуральным газоном, запасного поля в регионе нет. Ближайшие возможные варианты, и то на случай их готовности, – “Газпром-Арена” в Самаре и новый стадион в Казани.

Напомним, натуральный газон на “Труде” постелили в 2017 году перед ЧМ по футболу. В Управлении спортивными сооружениями называли минусы такого покрытия: использование газона не более двух часов в день,  запрет на заливку катка, дорогое, от 6 млн рублей год, обслуживание и короткий срок жизни натуральной травы в 3-5 лет.

– Несмотря на существенный рост нагрузки на поле и критику его состояния Леонидом Слуцким, газон в целом соответствует стандарту. В конце года он прошивался по программе наследия ЧМ-2018, улучшая свои показатели. В целом относительно покрытия существует три точки зрения. Первая – зря постелили газон и сделали подогрев, так как нормальную поляну получаем только к середине июля. Вторая, ее придерживается и бывший главный тренер волжан Сергей Седышев, – необходим современный естественный газон с подогревом. Третья – надо стелить искусственный газон: с учетом подогрева играть на нем можно круглогодично.  У нас есть “Локомотив”, “Симбирск”, поле у политеха, манеж в Винновке, купол Игоря Иванова. Но пока еще качество искусственных полей не до такой степени хорошее. Одна из причин возвращения в “Волгу” двукратного чемпиона России Дмитрия Ефремова – именно игра на настоящем газоне, – отметил Кузьмин.

Третий фактор, который волнует организаторов – как вместить всех болельщиков. Согласно правилам, 10% от общего количества мест на трибунах предоставят болельщикам “Зенита” – планируется, что приедет около 700 зенитовцев.  Кузьмин считает, что желающих увидеть матч Волга- Зенит будет более 10 тысяч человек. Функционер предлагает организовать просмотр в условной фан-зоне “Волга-Спорт-Арены” или, например, в Аквамолле, как это было в 2018 году.

– Подобного уровня события в нашем городе не происходят ежедневно, поэтому необходимо подумать, какие есть варианты, как можно большему количеству желающих прикоснуться к этому историческому моменту. Для этого вспомню одну историю Чемпионата мира по хоккею с мячом. В ночь перед игрой со Швецией в группе мой товарищ, главный тренер сборной России Сергей Мяус, уже поздним вечером, посоветовавшись с командой, принял решение перенести матч с “Труда” в “Волга-Спорт -Арену”. Технически мы быстро решили эту проблему, но понимали, что получили другую – как уместить и быстро, но с соблюдением требований безопасности, пропустить болельщиков в ВСА. По местной традиции болельщики стали тянуться ближе к началу матча, за 10 минут до начала матча площадь перед ареной была еще полна. Предвидя это, мы вывели трансляцию матча на уличный монитор арены, обеспечив просмотр матча стоящими в очереди за билетами. Некоторые из них, кстати, предпочли посмотреть на экране первый тайм и уйти домой. Возможно, это позволило не рухнуть тогда нашей ледовой арене, вместившей на трибунах и возможных пространствах около 6000 болельщиков вместо 4000 проектной.

В Управлении спортивными сооружениями говорят, что на главном входе “Труда” увеличат количество проходов для болельщиков. О количестве средств, которые необходимо будет потратить на подготовку к матчу, говорить рано – еще не ясно, какие именно мероприятия и в каком количестве необходимо провести.

– Думаю, для губернатора Алексея Русских проведение этого матча на высоком уровне – дело чести и всё, что зависит от людей, будет сделано. При этом после приезда в 2016 году Мутко  и последовавшего после этого второго этапа реконструкции “Труда”, это самый реальный вариант пригласить к нам президента РФС Дюкова и, наконец, найти вариант окончания третьего этапа реконструкции стадиона  – установки крыши над 3-4 тысячами мест болельщиков, – считает Кузьмин.

Для справки:

Реконструкция “Труда” с 2016 года обошлась областному и федеральному бюджетам в 340,7 млн. рублей.

С 2016 по 2018 гг. сделали систему освещения футбольного поля (1600 люкс), наружное освещение территории стадиона, систему видеонаблюдения, речевого оповещения и телетрансляции; реконструировали гостевую трибуну на 50 мест, поставили новое электронное табло; сделали пандусы и спецместа на трибунах для инвалидов.

В 2018 году для команд участниц чемпионата мира по футболу на 167 млн .рублей  построили две раздевалки, разминочную зону, душевые и сантехнические помещения, инженерные системы. Капремонт Литера А (существующий павильон) обошелся  в 53,5 млн. рублей (усиление фундамента существующего павильона; монтаж пресс-центра на 100 посадочных мест; наружные сети; благоустройство и озеленение территории стадиона).

В рамках реализации Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года  в 2022 году проведены работы по оснащению системой укрепления травяного покрытия футбольного поля (с сертификацией). Стоимость составила 34 млн. рублей, из них 32,3 млн. рублей –  федеральный бюджет.