Участие в различных программах авиастроения и эксплуатации воздухоплавательной техники — дело обычное для жителей Ульяновской области. Вдобавок к строительству военных и гражданских самолетов обсуждают возможности беспилотных полетов и внутриобластной малой авиации.
Набирают обороты и персонал
Филиал ПАО «Ил» ульяновский завод «Авиастар» изготовил для Минобороны и выкатил на взлетное поле очередной военный транспортник ИЛ-76МД-90А.
— Авиастар изготовил и передал очередной серийный тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, построенный в интересах Министерства обороны РФ. Сегодня в поточной линии сборки находится следующий Ил-76МД-90А. На заводе уже создается производственный задел на будущий год. В цехах в различной степени готовности находятся несколько воздушных судов, которые планируется сдать в 2023 году, — сказал генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.
Впрочем, до заданных темпов еще далеко: заводу предстоит выйти на выпуск 18 воздушных судов в год, а данный самолет в этом году — всего лишь четвертый. Российское Минобороны ранее планировало закупить до 2030 года свыше 100 Ил-76МД-90А и созданных на их базе перспективных топливозаправщиков ИЛ-78МД-90А.
Ввиду такой острой необходимости «Авиастар» набирает персонал и переходит на круглосуточный режим работы. В настоящее время уже принято более 1000 человек, из которых 80 процентов — ученики по рабочим специальностям. В 2023 году завод планирует прирасти более чем на 1100 производственных рабочих. Параллельно идет техническое перевооружение производства.
Пилот не нужен
В Ульяновской области планируют создать Центр беспилотных систем. Вопрос обсуждали 29 ноября на площадке «Точка кипения — Ульяновск», где прошло совещание по вопросам развития беспилотных технологий на территории региона.
По словам главы области, на сегодня достигнута договоренность с одной из российских компаний о сборке в регионе БГО1А большой грузоподъемности.
— Они используются практически во всех сферах деятельности, от геодезии до сельского хозяйства, от землеустройства до пожарной охраны и в СВО. Причем мы заинтересованы в том, чтобы у нас был не просто центр эксплуатации беспилотников, а полноценное производство, — заявил Алексей Русских.
Кадры для этой сферы обеспечивает «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций», который уже произвел два выпуска специалистов – операторов БПЛА, скоро третий. В первом выпуске было всего 15 человек, но сейчас учатся уже 2 5 ребят.
Комментаторы немедленно вспомнили инновационные намерения команды бывшего губернатора региона Сергея Морозова, когда всерьез рассматривались планы выпуска осовремененных дирижаблей.
Впрочем, по сравнению с дирижаблестроением выпуск БПЛА выглядит все же более реально. Для целей мирных и хозяйственных, а может быть, и не только.
Как вернуть кукурузник?
В Общественной палате региона обсудили развитие пассажирских перевозок. Коснулись большой и малой авиации. Перспективы большой авиации обрисовал региональный министр транспорта Сергей Воронцов. В 2023 году из Ульяновска откроются рейсы в Калининград и Махачкалу. С российскими авиакомпаниями также ведутся переговоры об открытии рейса в Минск.
Председатель комиссии Общественной палаты по ЖКК, строительству и благоустройству Вячеслав Ярош считает, что будущее за возрождением советской практики перевозок между районами на легкомоторных самолетах.
Сейчас в Ульяновской области есть 10-12 таких самолетов, но эта отрасль забюрократизирована и ограничена федеральными нормативными актами, — заметил руководитель регионального Минтранса.
— Этот вопрос рассматривается последние два года на уровне федерации. Сейчас, например, чтобы в Старой Майне (поселок городского типа, райцентр в Ульяновской области.— Прим, ред.) сделать аэродром для малой авиации, нужно выполнить такие же требования, как и в Баратаевке — центральном аэропорте Ульяновска: огородить огромное поле, поставить сигнализацию и освещение. У энтузиастов — владельцев легкомоторных самолетов, которые стоят как отечественная машина, таких финансовых возможностей нет, — сказал он.
Например, на местном аэродроме ДОСААФ ведется строительство огромного железного забора вокруг поля, но денег на все это не хватает, указывает региональный министр. Кроме того, чтобы подготовить пилота малой авиации, ему нужно отучиться в Ульяновском институте гражданской авиации 4—5 лет, хотя в Беларуси, например, получить удостоверение можно за полгода.
В качестве положительного примера указали на санавиацию. В Ульяновской области для экстренной доставки больных на аэродроме «Ульяновск» (Баратаевка) базируется вертолет «Ансат». В регионе на постоянном дежурстве два экипажа, которые меняются раз в две недели. За первые полтора месяца работы санавиация доставила в ульяновские больницы 19 пациентов.
Но и здесь все непросто. По контракту до конца года необходимо выполнить 45 вылетов, однако это невозможно из-за погодных условий. По информации и. о. министра Олеси Колотик-Каменевой, областной минздрав опасается невыполнения показателей по реализации соответствующего нацпроекта.