Материал подготовлен сотрудниками Ульяновского государственного архива.

Это один из самых любопытных и загадочных архитектурных проектов, хранящихся в архиве. Знакомство с ним порождает больше вопросов, чем ответов.

Жилой дом горисполкома планировалось возвести на улице 25-го октября. Так с 1918 года стала именоваться улица Стрелецкая (ныне на ее месте проходит эспланада от Мемцентра до Соборной площади). Здание должно было примыкать с севера-востока к усадьбе бывшего дома купца Н.Я. Шатрова (ныне Дворец бракосочетания). Шатровский дом с 1920-х годов занимал горисполком и таким образом, оба здания могли составить единый комплекс. А территория бывшей усадьбы стала уютным двором – сквером.

Фасад здания чуть скромнее купеческого особняка, но тоже несет на себе неповторимый отпечаток изящества архитектуры начала XX века. Специалисты называют подобный стиль поздней эклектикой. В оформлении балюстрады на балконе и по краю крыши, русте стен нижнего этажа, угловом ризалите есть сходство со зданиями, ныне занимаемыми кукольным театром и галереей современного искусства. Некоторые из мотивов художественного решения фасада можно найти и у бывшего дома А.А. Сачкова, где сейчас размещается епархия, и у вышеупомянутого Шатровского дома.

Все перечисленные шедевры симбирского зодчества созданы талантливым и одним из самых востребованных архитекторов города – Августом Августовичем Шодэ (1964-1918). Не исключено, что изначальный вариант проекта принадлежал именно ему. Напрашивается мысль, что данный дом мог заказать А.А. Шодэ на своей усадьбе тот же Н.Я. Шатров. Однако план дома противоречит этому предположению.

Контуры поэтажных чертежей напоминают возведенное на четверть века ранее, в 1903-1905 годы, здание губернской земской управы (ныне главпочтамт). Также угловая центральная часть и два боковых крыла. Создается впечатление, что дом изначально должен был стоять на пересечении каких-то двух улиц и в 1920-е годы был искусственно привязан к другому месту.

Дошедший до нас проект не датирован. Но есть все основания считать, что он вычерчен не ранее 1924 года – в надписях уже фигурирует новое название города – Ульяновск. Обидно, что авторство пока не установлено. На чертежах нет ни единой подписи архитектора.

С 1910 года должность городского архитектора исполнял Феофан Евтихиевич Вольсов (1878 – 1945). Среди его работ – дома владельца типографии А.Т. Токарева (ныне ул. Гончарова, 50) и дом симбирского уездного предводителя дворянства М.Н. Зимнинского (ныне ул. Ленина, 51), пожарное депо (ныне пер Пожарный, 6), городская электростанция (ул. Минаева, 46).

Этот незаурядный человек органично вписался в советскую эпоху и трудился в городе вплоть до 1934 года, когда был переведен на службу в Москву. Ульяновский горсовет в канун 15-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, характеризуя Ф. Е. Вольсова, отмечал: «В момент гражданской войны один из всех специалистов остался на своем посту и принял на себя всю тяжесть технического руководства всем коммунальным, гражданским, дорожным и другим хозяйством, как инженер показал себя примером и спаял вокруг себя крепкое ядро специалистов». Феофан Евтихиевич возродил после сильного пожара кинотеатр, который все мы знаем как «Художественный». Именно по проекту Ф.Е. Вольсова Братская могила на Новом Венце украсилась обелиском. Инженер-архитектор принимал участие в реставрации дома-музея В.И. Ленина, руководил работами по «заточению» в подземный коллектор зловонной речки Симбирки, боролся с оползнями волжского косогора. А еще приходилось бороться с «горячими головами», готовыми пустить на металлолом для индустриализации такие «пережитки прошлого» как памятник Н.М. Карамзину и ограду Шатровского дома.

В том, что многие творения симбирских зодчих сохранились до наших дней, тоже немалая заслуга Ф.Е. Вольсова. Он восстанавливал фасады симбирских зданий и перестраивал интерьеры некоторых из них, приспосабливая бывшие особняки к советской действительности.

Что же мешало воплотиться в камне красивому и удобному зданию, которое могло стать ульяновским «домом правительства»? Скорее всего проект стал одной из жертв упразднения весной 1928 года Ульяновской губернии. Город, утратив статус губернского центра, лишился административной и финансовой свободы. От реализации столь шикарного проекта пришлось отказаться. И чертежи легли на полку, а потом были, в прямом и переносном смысле, сданы в архив.

Фонд Р-1941 (Управление главного архитектора города Ульяновска), оп. 6, д. 47, л. 1