Упразднить обязанность жителей подтверждать поверку счетчиков бумажным документом предлагает минстрой. Поверку будут подтверждать только сведениями, внесенными в электронную систему “Аршин”, пишет “Российская газета”.

Минстрой предлагает внести поправки в правила предоставления коммунальных услуг – исключить обязанность жителей направлять в ТСЖ, управляющую или ресурсоснабжающую организацию копию свидетельства о поверке счетчика. Собственник сможет направлять такие документы лишь по собственному желанию. Предполагается, что постановление будет действовать “задним числом” – распространится на отношения, возникшие с 1 сентября этого года.

Внесение поправок связано с решением Верховного суда. В суд обратился москвич, который в мае 2021 года сделал поверку счетчика горячей воды, после чего управляющая компания потребовала предоставить свидетельство о поверке прибора. Житель ссылался на то, что еще в сентябре 2020 года поправками в Закон “Об обеспечении единства измерений” был изменен порядок подтверждения факта поверки счетчика. Законом предусмотрено, что результаты поверки подтверждаются не свидетельством о поверке или другими документами, а сведениями о результатах поверки, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС “Аршин”). Однако коммунальщики с этим не соглашались.

Коммунальщики сослались на то, что по правилам предоставления коммунальных услуг житель обязан предоставить копии документов о проведенной поверке. И начали начислять плату за горячую воду в повышенном размере – как для квартир, где счетчиков нет.

На сторону жителя встала только апелляционная коллегия Верховного суда, которая признала, что после внесения изменений в закон правила уже не соответствуют ему, и какие-либо документы житель предоставлять не должен. Поверка счетчика подтверждается сведениями из ФГИС “Аршин”. Однако некоторые управляющие компании продолжают требовать подтверждения поверки документами, в связи с чем и вносятся изменения в правила предоставления коммунальных услуг.

Предлагаемые изменения, с одной стороны, позволят уменьшить нагрузку для потребителей, связанную с передачей копии документа о поверке прибора учета, говорит директор ассоциации НП “Национальный жилищный конгресс” Татьяна Вепрецкая. Сохраняется порядок обязательного уведомления исполнителя в случае, если поверка прибора учета производится со снятием его с сетей или при замене прибора учета. “Предполагаем, что исполнители (управляющая компания, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация при прямых договорах) самостоятельно обязаны уточнять наличие или отсутствие поверки в государственной системе “Аршин”, но таких изменений проект постановления не содержит, то есть в данной части требуется доработка. Самый лучший способ получения информации о поверке приборов учета – это интеграция “Аршина” с ГИС ЖКХ с доступом такой информации для всех исполнителей коммунальных услуг”, – считает она.

Жителям навязывают оформление документов за отдельную плату

Напомним, с ноября вступил в силу государственный стандарт о поверке счетчиков воды. В нем указано, что поверку средств измерений должны проводить только организации, аккредитованные в национальной системе аккредитации (их реестр можно найти на сайте Росаккредитации). Результаты поверки счетчиков подтверждаются только сведениями, включенными в ФГИС “Аршин”. Другие документы, подтверждающие факт поверки, носят информационный характер, сообщили в Росстандарте. Однако по заявлению владельца счетчика предусмотрена выдача свидетельства о поверке, нанесение знака поверки на корпус счетчика и запись в паспорте (формуляре) счетчика. “Обращаем внимание, что оформление указанных документов не является достоверным подтверждением поверки и носит информационный характер, а организации-поверители зачастую берут дополнительную плату за их оформление или даже навязывают данные услуги”, – подчеркивали в Росстандарте.