XIV Международный бизнес-форум Деловой климат в России прошел в Ульяновской области с 7 по 9 декабря. Об итогах форума и о том, как они отразятся на экономической ситуации и регионе в целом, читайте в нашем материале.
Центральными событием форума, имеющим далеко идущие экономические последствия, стало подписание меморандума о сотрудничестве, итогом которого станет запуск логистического канала «Средняя Волга – Энзали – Казвин».
Логистический маршрут
Подписи под меморандумом поставили губернатор Ульяновской области Алексей Русских и губернатор провинции Казвин Исламской Республики Иран Мохаммад Мехди Алаи.
Результатом реализации масштабного логистического проекта «Средняя Волга – Энзали – Казвин» станет прямой логистический канал «река-море» от ульяновских портов до порта Энзали в Иране и таможенных терминалов в Казвине.
Предприятия и предприниматели из Ульяновской и соседних областей получат возможность без посредников поставлять товары в Иран. Следует отметить, что в настоящий момент из-за затруднений, связанных с санкциями, новый логистический канал станет одним из основных транспортных путей и встроится в проект транспортного коридора «Север-Юг», который сократит время доставки товаров из бассейна Индийского океана к берегам Волги.
Руководитель регионального центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов сообщил, что канал имеет двустороннюю направленность, как экспортную, так и импортную. «На форуме подписали ряд важных документов с участниками этого комплексного и масштабного проекта. Проговорили предварительные объёмы, которые предприниматели готовы поставлять. Уже есть подтвержденные заявки на поставку 540 тысяч тонн зерновых и 50 тысяч кубометров пиломатериалов», — рассказал Гайнетдинов.
До подписания соглашения фрахт кораблей был не очень выгодным. Дело в том, что канал работал только в одну сторону и обратный рейс суда совершали вхолостую. Теперь же полностью проработан вопрос загрузки судов товарами в обратную сторону, что снизит стоимость фрахта за счет экономии на доставке.
Оператором логистического канала должен стать торговый дом «Сделано в Ульяновской области». Фактически предприниматели смогут обратиться к оператору с просьбой доставить груз, а тот обеспечит выполнение задачи практически «под ключ». При этом экспортерами будут являться именно предприниматели, торговый дом же всего лишь обеспечит доставку груза и предоставит готовые решения по договорам с портами и сюрвейерами.
«Круговой маршрут по каналу займет 23 дня. Общая протяжённость маршрута составит 2,5 тысячи километров, а одновременно может перевозиться от трех до пяти тысяч тонн продукции. Первые поставки по логистическому каналу планируются уже к новому году», — подчеркнул Гайнетдинов.
Подводя итоги этой секции Гайнетдинов подчеркнул, что на XIV международном форуме «Деловой климат в России» также подписали ряд важных экспортных документов. «Подписано соглашение на поставку зерна в Иран по логистическому каналу компанией «Шамсазар» на сумму 600 миллионов рублей. Подписан экспортный контракт с производителем пиломатериалов «Мир ДПК» на сумму 250 миллионов рублей. Отгрузки будут осуществляться посредствам логистического канала. В числе документов и соглашение с компанией «РусИранЭкспо», которая будет помогать в продвижении, поиске партнеров и покупателей для ульяновских товаропроизводителей на рынок Ирана», — сообщил руководитель центра «Мой бизнес».
Предпринимательская инициатива
В рамках обсуждения нового логистического коридора предприниматели и руководители предприятий выработали ряд предложений по улучшению условий для развития бизнеса и торгово-экономического сотрудничества с дружественными странами.
Так, предприниматели выступили с предложением создать альтернативную западным систему сертификации промышленной продукции. Также для решения проблемы блокировки финмониторингом транснациональных операций бизнес предложил создать реестр организаций, осуществляющих параллельный импорт и экспорт отечественных товаров, в который будут включать только организации с чистой деловой репутацией.
Кроме того, представители бизнеса предложили избавиться в расчётах банковских гарантий от валют недружественных стран и перейти на российские рубли, и ввести дополнительные меры поддержки для строительства флота и компенсации части затрат по портовой инфраструктуре.
Последние предложение носит фундаментальный характер, так как одной из главных «болей» нового логистического коридора на данный момент является именно отсутствие достаточного количества грузовых судов.
Также для обеспечения скорости товарооборота предприниматели предложили увеличить количество пунктов пропуска через границу РФ для вывоза отдельных видов товаров.
Отдельно прозвучало предложение расширить перечень видов деятельности, которые могли бы осуществлять туристическую деятельности на землях сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов.
Помимо этого, предприниматели предложили ввести возможность самозанятым сертифицировать свою продукцию и услуги, что должно значительно расширить спектр видов деятельности для последних и позволить мелким производствам выйти на новый уровень.
Кроме того, бизнес предложил установить предельные сроки проведения камеральных проверок, уточнить критерии явной угрозы и исключить обязанность предоставлять отчётность в Росстат для субъектов МСП. Последнее предложение вполне актуально, избавить предпринимателей от необходимости сдавать лишний отчет и упростить работу Росстата можно просто предоставив последним доступ к базе УФНС.
Договор с Яндекс.Маркет
Вторым важным итогом бизнес-форума стало подписание соглашение о сотрудничестве с крупнейшим интернет-магазином «Яндекс.Маркет». Глава региона Алексей Русских подписал документ совместно с директором по взаимодействию с государственными органами компании Яндекс Дмитрием Русаковым.
Благодаря новому соглашению продукция из Ульяновской области будет активнее продвигаться на онлайн-площадке. Кроме того, в рамках соглашения предприниматели смогут принимать участие в обучающих мероприятиях по продажам на площадке.
Дмитрий Русаков сообщил, что сейчас на полках электронной площадки представлено порядка 200 ульяновских предпринимателей, сотрудничество на уровне правительства позволит увеличить их число в пять раз.
«Соглашение подписывается для того, чтобы компании, которые производят продукцию в Ульяновской области, получили прямой доступ к нашей площадке вместе со специальными мерами поддержки, которые предоставляет «Яндекс.Маркет». Благодаря платформе предприниматели смогут быстрее доставлять свои товары потребителям. Совместно с региональными институтами развития будем активно работать над тем, чтобы сотни локальных продавцов получили свой доступ к миллионам покупателей по всей стране», — сообщил Русаков.
По информации руководителя регионального центра «Мой бизнес» Руслана Гайнетдинова, в 2022 году ульяновские товаропроизводители обработали более 31 тысячи заказов, что почти в 7 раз больше, чем в 2021 году. Общий объём товарооборота превысил 146 миллионов рублей, увеличившись в 3 раза.
«В 2023 году к платформе смогут присоединяться более 500 предпринимателей из Ульяновской области. Среди них – производители одежды, предметов интерьера, мебели и строительных материалов. Прямое сотрудничество с маркетплейсами открывает большие возможности для развития в сфере электронной торговли. На форуме «Деловой климат в России» нам удалось договориться о разработке цифрового шоурума на базе маркетплейса для ульяновских дизайнеров и представителей леспрома. Благодаря сотрудничеству усилится присутствие на платформе и мебельного сегмента», — сообщил Гайнетдинов.
На сегодняшний день около 50% мебели и дверей в России делают именно в Ульяновской области, поэтому очень важно, что отдельную вкладку на электронной торговой площадке выделят именно для этой продукции из нашего региона.
В последние годы объем онлайн-продаж значительно вырос, мировые тенденции показывают, что онлайн способен не просто составить конкуренцию, но и уничтожить офлайновые продажи в некоторых нишах. И поэтому компаниям, которые не хотят оказаться на обочине чрезвычайно важно уже сейчас выходить на продажи через онлайн-площадки. В Ульяновске уже открылись оффлайн-шоурумы для продукции ульяновских дизайнеров, теперь важно создать такой же шоурум онлайн, и новое соглашение как раз этому и поспособствует.
На сегодняшний день Ульяновская область уже заключила соглашения о сотрудничестве с крупными российскими электронными торговыми площадками «Wildberries» и «OZON», теперь к ним присоединился и Яндекс.Маркет.
В среднем годовой объём товарооборота с этими площадками для ульяновских предпринимателей составляет почти 4,5 миллиарда рублей.