В пятницу депутаты ЗСО собрались на внеочередное заседание. В течение всей сессии избранники пытались выяснить, с чьей подачи разрушается исторический центр Ульяновска, и упрекнули Управление по охране объектов культурного наследия в инерции и беззубости. Минимущество обещает в течение полугода разработать понятный всем сторонам регламент проведения публичных слушаний по градостроительным вопросам. Сейчас извещения о них скрыты в глубине муниципальных газет, решение активистов носит лишь рекомендательный характер.

Областной парламент принял несколько серьезных законов: о новом порядке обеспечения детей-сирот жильем, корректировке мер социальной поддержки, изменении статуса депутатов, сокращении наград. Однако на протяжении всего заседания депутаты то и дело возвращались к градостроительной политике региона.

В начале сессии депутат Матвей Володарский публично призвал вынести на обсуждение вопрос по застройке Суворовского и призвал коллег подписаться под обращением губернатору:

– Ради 300 счастливчиков, которые готовы покупать там квартиры за 15-20 млн и жить на территории Суворовского, готовы уничтожить исторический центр. Предлагаю обсудить или хотя бы задуматься, подписать, всем миром бороться за сохранение идентичности нашего города.

Обращение Володарского поддержали 14 депутатов, но в повестку не внесли – нужно согласие не менее половины.

Коммунист Виталий Кузин вдогонку сообщил, что намерен подать в суд по сносу домов №5 и №7 на Дмитрия Ульянова. По мнению депутата, такие вопросы нужно переводить в судебную плоскость. Володарский пытался выяснить у главы управления по охране культурных объектов (ОКН) Дениса Герасимова процедуру принятия решения по присвоению зданию статуса ОКН.

– На Дмитрия Ульянова еще с морозовских времен было разрешение на строительство 5-этажного дома. Уже после 25 августа 2022 года разрешили строить 8-этажный. Кто приговаривает ОКН к сносу?

По словам Герасимова, оба дома никогда не были объектами культурного наследия. В 2016 году комиссия решила, что никаких ценных признаков у зданий нет. Решение принимается по заявлению, прикладываются пять документов, в течение 90 дней они рассматриваются. Дальше оценивает эксперт с лицензией. Такую лицензию заказывает заинтересованное лицо.

– Молодцы! То есть застройщик заказывает экспертизу своим, нужным экспертам, и они говорят: «Да, никаких признаков нет, сносить». Зданию 150 лет, а они признаков исторического наследия не находят. Давайте региональный закон примем, коллеги? Уничтожат же все! Предлагаю создать комиссию из нормальных людей, у которых не только бабки в голове.

Депутат Дмитрий Грачев отметил, что возглавляемое Герасимовым управление носит название “охрана объектов культурного наследия”, но начальство ни разу не обращалось в парламент с просьбой дать больше денег на выполнение своего функционала. В бюджете 2023 года на управление заложен всего один миллион. Общую потребность на проведение экспертиз Герасимов оценил в пол миллиарда рублей.

В итоге депутаты решили обсудить вопрос отдельно на комитете.

В ту же копилку вылилось обсуждение законопроекта о публичных слушаниях. С 1 января 2023 года  полномочия градостроительной деятельности переходят от Ульяновска Министерству имущественных отношений и архитектуры. Законопроект закрепляет среди полномочий возможность подготовки унифицированных правил в части организации и проведения публичных слушаний. Такой порядок министр Додин рассчитывает разработать в первом полугодии 2023 года. Чиновник уверен, что “изменения будут существенные”.

Депутат Спицын отметил, что сейчас нормативы о публичных слушаниях недееспособны: “Мы узнаем о каких-то  проектах постфактум, когда эти обсуждения уже проведены. Информация о них была напечатана условно на четвертой странице газеты “Ульяновская правда”. Этот порядок надо менять. Надеемся, у правительства есть инструменты, чтобы сделать механизм рабочим”.

Матвей Володарский убежден, что законопроект только усугубляет ситуацию в плане “градостроительного беспредела”:

– С каждым разом, перераспределяя полномочия с муниципального на региональный уровень, мы только усугубляем ситуацию в плане градостроительного беспредела со стороны власти, когда невозможно даже найти концов.  Нам прямо ответили, что результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер. Люди от бессилия не знают, что делать, как повлиять на ситуацию. Депутаты ничего не могут решить, общественность может лишь проконсультировать, решения принимают 2-3 человека. Разве это система? А где народ, конституция, права граждан?”

Виталий Кузин отметил, что сейчас слушания проходят в рабочее время, иногда в другом районе, и формат нужно менять.

Газовик Владимир Камеко пытался выяснить, какую Додин преследует цель, вынося законопроект о слушаниях.

Додин: Мы хотим регламентировать порядок слушаний, чтобы он был понятен всем – инвестору, гражданам и так далее. Слушания будут проводиться на конкретных площадках, конкретных адресах. Это позволит избежать множества возникающих сейчас вопросов. 

Камеко: То есть теперь  на четвертой странице газеты “Ульяновская правда” будет написан конкретный адрес. Вы гарантированно заявляете, что все эти темы купируете?

Додин: Постараемся купировать максимально.

Камеко: Постараемся и купировать – разные вещи. Время только тратим.

Додин: Значим купируем.

Законопроект приняли в двух чтениях.