На импортное пиво из недружественных стран могут ввести пошлины. Российским пивоварам это на руку. Но не очень хорошо для пабов, магазинов и потребителей. Без пива мы не останемся. Но цены на уже подорожавшее чешское или немецкое пиво неизбежно вырастут еще, считают эксперты, пишет “Российская газета”.

Размер пошлины, перечень конкретных позиций и стран еще не определены – пока в минэкономразвития и минфине только обсуждают такую возможность, пишет “Коммерсант”. На запрос “РГ” в министерствах не ответили.

По данным NielsenIQ, ассортимент пива в российских магазинах в январе – сентябре оставался стабильным. При этом доля импорта продолжает снижаться. Если в январе было доступно в среднем 15 товарных позиций импортного напитка, то к сентябрю их количество упало до девяти. Зато число локальных брендов увеличилось с 56 до 60, пива, выпускаемого по лицензии – с 34 до 36. При этом и цены на импортное пиво подскочили более чем на 20%.

От повышения пошлин на импорт выиграют российские пивовары, особенно в барах и ресторанах, где доля импорта всегда была выше

С конца зимы российский рынок покинули, например, Budweiser, Pilsner Urquell, Guinness. Приостановлено производство бренда Leffe в России. В первую очередь ушло пиво из Великобритании и США – в частности, Shepherd Neame, Samuel Smith или Sweet Water (данные ресурса PROFIBEER). Ушедшие марки заменяют Prazacka, Zubr, Bakalar (Россия, Чехия). Рестораторы говорят, что выпавшие ниши уже заменены аналогами. Однако потребителю, идущему за Guiness, не так-то просто предложить что-то стоящее взамен.

Импорт пива в Россию с начала года упал примерно на 35%, оценивает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Больше всего просели поставки из Германии, Бельгии, Чехии, на долю которых в общей сложности приходилось около 60% импорта. Почти свелись к нулю и без того небольшие поставки из Великобритании и США. Возможное введение пошлины эксперт называет “неоправданным с экономической точки зрения протекционизмом в ущерб потребителям”. И денег больших собрать с оставшегося импорта не получится, и потребителя еще ограничат в выборе. Зато это будет на руку отечественным пивоварам, особенно если говорить о сегменте баров и ресторанов. Там доля импортного пива всегда была выше (около 25%). С введением пошлины оно подорожает еще. На этом фоне выиграет, безусловно, российский напиток. При этом ставка будет сделана не на массовые доступные марки пива, а скорее, на локализованный продукт, считает Шапкин. Все-таки посетитель приходит в бар не за тем, чтобы выпить условно “Жигули”. В этой ситуации куда удобнее избавиться от конкурента с помощью пошлины, но предложить потребителю тот же импорт, который разлит на местном заводе. Российские пивовары не скрывают, что верят в потенциал локализованных брендов.