Министр АПК Михаил Семенкин сегодня собрал журналистов на подведение итогов года и раздачу благодарностей. За час разговора градус неформальности обстановки повышался от зеленого чая к игристому по бокалам. На 2023 год глава ведомства заготовил несколько реформ, начиняя от подхода к зарплатам сотрудников по KPI до открытия заготконтор и двукратного повышения гранта “Агростартапа”. Не обошлось и без толики политики: вместе с журналистами искали связь между динамикой поголовья свиней и работой экс-губернаторов.
Встреча в Минсельхозе прошла довольно непринужденно. В ожидании министра журналистам включили ролик об итогах года в АПК и поили чаем. Правда к мандаринам, печенью и конфетам за часовой разговор притронуться так никто и не решился. Возможно, журналистов раскрепостило бы игристое, (предлагали и детское (!)), разлитое по бокалам в конце. Но начали с более формального – подарков: Михаил Семенкин раздал благодарности, новогодние наборы конфет и по бутылке медовухи. Не обошлось без фотосессии для отчетности.
Зарплаты сотрудников измерят KPI
Начал министр с реформ. В 2023 году Минсельхоз намерен ликвидировать муниципальные сельхозуправления и взять АПК районов на себя, создав Центр компетенций для развития малых форм хозяйствования. Первыми под “пилот” попадут Старая Кулатка и Тереньгульский район. Одна и причин – крайне низкие зарплаты в отрасли – “не радужные” 15 – 23 тыс рублей в месяц.
– Мы понимаем, что серьёзную помощь необходимо оказывать управлению сельского хозяйства муниципальных образований. К сожалению, там складывается не лучшая ситуация в плане оплаты труда. Исходя из дефицита бюджетных средств зарплаты там не растут из года в год, по сути с 2017 года. Особенно нас беспокоит Старая Кулатка, где работают 11 человек с зарплатой 15 тыс рублей; и Тереньгульский район, где 11 человек получают по 23 тысячи рублей. Мы обсудили этот вопрос с губернатором, и он поддержал пилотный проект – создать с 2023 года структурное подразделение на базе нашего Агентства по развитию сельских территорий. Эти люди будут работать в муниципальных образованиях, а зарплату будем платить им мы. Зарплата начальника сельхозуправления составит 50 тысяч рублей, специалиста – 35 тысяч рублей. . В ближайшее время мы должны набрать 4 человека и определить им рабочие места. Не хотим, чтобы эти места были в административном здании, будут либо в “Россельхозбанке”, либо в МФЦ, чтобы люди были доступны и не прятались за стены и кабинеты. Основной их задачей будет развитие агропромышленного комплекса, малых хозяйственных форм, коопераций на селе. Если получится, будем смотреть на ряд других муниципальных образований.
Иной подход к оплате труда будет и в самом министерстве – ведомство переводит центральный аппарат на проектное управление и делает взаимозависимыми эффективность и размер зарплаты сотрудника:
– Мы переходим в некое проектное управление. Каждому сотруднику будем определять систему KPI. Мы уходим от этих государственных чиновничьих зарплат в виде окладов по умолчанию и переходим на процент эффективности. Каждого сотрудника будем оценивать по чек-листам. Кстати, Кашин Владимир Иванович, председатель аграрного комитета завтра приезжает к нам, будет работать на территории Ульяновской области.
Украинское зерно – ГМОшное, наше – высокопродуктивное
Министр отметил, что ульяновское зерно отличается своей экологичностью, высокопродуктивностью и выращивается без ГМО, как например, это делают на Украине:
– В этом году регион имеет рекордную урожайность в 35 центнера с га. Даже в пресловутый 1973 год, когда в Ульяновской области собрали более 2 миллионов тонн зерна, урожайность была 24 ц/га. В Донбасс заехала рабочая группа из Минсельхоза России. Задача – в строчном порядке развивать фермерство и сельское хозяйство. Начали вести переговоры на предмет помощи семенным материалом. Они отказались, говорят, что у них есть свои, ГМОшные. На украинских заводах урожайность в 2-3 раза больше, чем у нас. Это при том, что они вносят меньше минеральных удобрений, скудная светозащита растений. Мы им задаем вопрос, куда вы все это продаете, ведь в Россию категорически запрещено ввозить. Ответили, что часть съедают, остальное экспортируют. Удивительным образом многие закрывают на это глаза.
Министр признает, что не все ульяновские аграрии прониклись философией “больше отдаешь – больше получаешь”: пытаются сэкономить на технологиях, качестве сортов семян, светозащите, удобрениях и сельхозтехнике. Как итог – нулевая прибыль и состояние на грани фола:
– Они боятся перейти планку. Сегодня устойчивые предприятия понимают, что для высокого урожая нужно много вкладывать серьезных финансовых усилий. Таким образом, точка безубыточности составляет 30 ц/га – это в ноль. Все, что свыше, идет в прибыль. В этом году самые низкие цены на зерно за последние 10-15 лет. И многие хозяйства находятся на грани фола. У хозяйств, которые имели большие затраты и получили большую урожайность с гектара, себестоимость сложилась на уроне 7-8 рублей при цене продажи 10-12 рублей. Те хозяйства, которые получили урожайность 25-27 ц/га и тратили на гектар по 18-22 тыс рублей, получилась себестоимость 9-10 рублей. По такой же цене и продают свое зерно 4 и 5 класса.
Больше денег, меньше самодеятельности
Министерство АПК разрабатывает программу, которая позволит увеличить размер гранта по проекту “Агростартап” до 10 млн рублей. Сейчас фермер может рассчитывать на субсидию в размере до 5 млн рублей при личном софинансировании 10%. Для сельчан полмиллиона, даже в кредит, – очень большие деньги, говорит Семенкин, поэтому министерство разрабатывает совместный с Росагролизингом проект, при котором аграриям вкладываться не придется. Но чтобы получить деньги, проект должен быть типовой – “без самодеятельности в виде спален и кухонь”, как иногда бывает на презентациях, признается министр:
— На такой грант должен быть типовой проект. Минсельхоз со своей стороны разрабатывает инструкцию, аграрий проходит школу фермеров, сдает тест и защищает свой проект перед комиссией. Ему останется реализовать проект по нашей инструкции. За такими фермерами закрепим студентов: это и практика, и совет со стороны.
Московский инвестор заходит на колхозный рынок
Колхозный рынок планируется открыть на площадях моторного завода на ул. Локомотивная. С соответствующей заявкой в Минсельхоз Ульяновской области обратился московский инвестор. Планируется, что туда переедут, в том числе, проводимые в районах сезонные ярмарки. Конкретики по проекту и сроков пока нет.
– Мы не против такого рынка. Единственное, такой объект нельзя строить на окраине и его нужно открывать с гостиничными номерами, чтобы фермеры из отдалённых районов могли здесь остановиться, сдать на хранение свою продукцию. Изначально инвестор планировал выкупить Центральный рынок, но не устроила цена объекта, – сообщил Семенкин.
Кроме того в Ульяновской области намерены построить 12 заготовительных контор и открыть 80 фермерских магазинов, каждый площадью не менее 100 кв.метров:
– За год конторы должны собирать излишки у малых форм хозяйствования и личных подсобных хозяйств. С 2023 года мы делаем на это отдельную программу: будем поддерживать те товарные подсобные хозяйства, которые зарегистрированы и платят налоги. Сейчас мы определяем специального сотрудника, который будет заниматься только вопросом сбыта и торговли. Это как организация действующих мини-ярмарок, так и работа с крупными торговыми сетями и обмен товарами в межрегиональных кооперациях, например, Дни ульяновской области в Татарстане.
Защищая бюджет, Семенкин признается, что показывает слайд с динамикой поголовья свиней за последние 24 года. Провал в отрасли приходится на времена губернаторства Владимира Шаманова. На восстановление до уровня 1998 ушло практически 17 лет:
– Вот жила Ульяновска область по одному сценарию. Потом 2005 год и начинает все меняться. Чтобы убить сельское хозяйство, понадобилось 6 лет. А чтобы восстановиться, понадобилось, по сути, 17 лет. В сельском хозяйстве очень длинный цикл производства. Всегда, когда защищаю бюджет, показывают этот слайд.
Аграрии влезают в кредиты
Сельхозпредприятия в этом году стали чаще брать кредиты — количество займов увеличилось на 27%. В общем всем формам предприятия выдали около 4 млрд рублей под 5% годовых. Пропорции субсидирования агросектора по крупным и мелким предприятиям оказались примерно равны: из 766 получивших деньги 329 — крестьянско-фермерские хозяйства.
Закончилось подведение итогов года брызгами шампанского для создания праздничного настроения. Часть с тостами и песнями журналисту пришлось опустить.