Несмотря на общее снижение трафика в торговых центрах ульяновский бизнес чувствует себя неплохо: свободных площадей в крупных объектах практически нет, показатели посещаемости за 2022 год снизились, но имеют тенденцию к росту. Ушедшие мировые бренды уступили место доморощенным брендам и развлечениям. Предприниматели говорят: закаленные  90-ми русские всегда смогут подстроится и занять свою нишу. 

Количество посетителей на единицу площади торговых центров в целом по России (Mall Index) за 11 полных прошедших месяцев этого года снизилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. и на 22% по отношению к уровню докризисного 2019 года. Такие данные приводит руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев.  Минпромторг подтверждает тенденцию, но в меньшем масштабе. Поток посетителей в ТЦ сократился на 5% по отношению к аналогичному периоду 2021 года и почти на 13% в сравнении с допандемийным 2019 годом, указывают в министерстве.

Устойчивее всего к кризисным явлениям оказались торговые центры малых и средних форматов (менее 40 тыс. кв. м GLA). Это так называемые объекты шаговой доступности, основная часть которых располагается в непосредственной близости к местам постоянного расселения,

Среди факторов, повлиявших на поток покупателей, эксперты называют рост влияния интернет-площадок, уход из России западных брендов, отсутствие интересного кинопродукта, отъезд некоторых представителей среднего класса за границу. Снижение трафика в торговых центрах фиксируется и после объявления частичной мобилизации, говорит  вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.

Впрочем, не все так плохо. Владельцы ульяновских ТЦ говорят, что “русские, особенно получившие закалку в 90-х,  всегда смогут подстроится и занять свою нишу”. Сегодня торговые центры являются не только местом покупок, но и способом проведения досуга – площади занимают операторы, представляющие развлечения. Как следствие счётчики трафика показывают рост посещаемости.

– Несмотря на то, что по известным всем причинам в 2022 году произошло снижение трафика во всех ТРЦ, огромными усилиями и мерами, принятыми компанией Dars Development, к 4 кварталу достигнута положительная динамика посещаемости по отношению к аналогичному периоду 2021 года, – говорит директор по маркетингу Dars Development Илья Валов. – В крупнейшем комплексе Ульяновской области МТРК «Аквамолл» в течении года была проведена сложнейшая и масштабная работа: на 95% завершена замена fashion-галереи новыми федеральными брендами, открылся новый ресторан, на территории кинотеатра «СинемаПарк» организован новый игровой детский центр. Состоялась полная реконструкция интерьеров всех туалетов, установлена новая мебель на фуд-корте и дизайнерские лавочки в галерее, полностью обновлено сезонное оформление. Помимо этого за год состоялось более 60 различных мероприятий как в ТРЦ, так и на набережной, в том числе 10-летие ТРЦ АКВАМОЛЛ, которое посетило более 80 000 гостей.

 

Гендиректор ТЦ “Версаль” Светлана Котельникова  констатирует: свободных торговых площадей в торговом центре сейчас нет, счетчики трафика показывают рост посещаемости:

– 2022 год стал годом возможностей для местных арендаторов. В торговом центре Версаль в 2022 году открылся большой магазин одежды марки G Point, созданный местными предпринимателями Захаровыми. Новый формат Portal vr – ранее нигде не представленный, продвинутый уровень развлечений в нашем городе, который открылся благодаря ребятам из нашего города. Что касается будущих перспектив, то я верю, что наши предприниматели, русские, всегда смогут подстроится и занять свою нишу. Многие из них получили закалку в 90-е. Люди хотят работать, открывать новые интересные форматы, хотят зарабатывать. Многие пытаются занять освободившиеся от зарубежных операторов места в доли рынка. Торговые центры являются не только местом покупок, но и местом встреч и проведения досуга. В связи с этим долю площадей “Версаля” занимают операторы, представляющие развлечения. На базе “Версаля” постоянно проводятся выставки и ярмарки.  29 и 30 декабря будет организована выставка кукол и ярмарка новогодних изделий, в январе у нас запланирован показ мод. Я думаю, торговые центры должны постоянно обновляться и нести людям позитивные эмоции, именно это мы видим своей основной целью. И пока нам это удаётся. Свободных торговых площадей у нас нет. А счетчики траффика показывают рост посещаемости.

В ноябре участники рынка торговой недвижимости предупредили, что в России может закрыться каждый второй торговый центр. В Российском совете торговых центров (РСТЦ) рассказали, что на продажу выставлено уже около 200 моллов. Все они находятся в банкротном и предбанкротном состояниях. В Ульяновске как минимум через сайт объявлений “Авито”  пытаются реализовать торговый центр на проспекте Нариманова, на ул. Радищева, 68, торговый центр “Экран” на ул. Богдана Хмельницкого,

По данным Ульяновскстата, динамика оборота розничной торговли в регионе по итогам января – октября составила 205, 9 млрд рублей. Индекс физического объема к аналогичному прошлогоднему периоду снизился до 95,9%. Товарные запасы организаций иссякают: по данным на 1 ноября их объем оценивается в 16,5 млрд рублей, это 95,1% по сравнению с 1 ноября 2021 года. В непродовольственном секторе снижение показывают мебель (- 16,7%), лекарства (-10,6%), косметика и парфюмерия (-2,1%), мобильные телефоны (- 29,5%), стиральные машины (-13,8%), бытовые электротовары (-9,4%), мыло (-5,7%). В то же время заметно вырос объем одежды (+51,3%), игр и игрушек (+60,9%), обуви (+113,6) и нижнего белья (+34,7%).