• О гражданской войне, новых храмах, ленивых батюшках и безграмотных прихожанах. Митрополит Лонгин подвел итоги года в Симбирской епархии

    Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин выступил на епархиальном собрании с ежегодным докладом. Владыка рассчитывает открыть в Ульяновске семинарию и просит священнослужителей буквально всматриваться в тех, кто хочет и может учиться в духовной школе: в 57 из 124 храмов нет настоятелей. Происходящее между Россией и Украиной Лонгин называет гражданской войной, и эти события не могли не отразиться на жизни епархии: нуждающимся передано более 25 тонн продуктов и вещей, собрано 2,4 млн рублей. Священники причащают мобилизованных, окормляют родственников погибших, беседуют с военнослужащими и ездят в командировки с личным составом 31 бригам ВДВ. Продолжается строительство храмов – епархия, в том числе,  получила разрешение на строительство новой церкви в Засвияжье. В числе проблем пастырского служения митрополит говорит о духовной безграмотности прихожан и самоуправстве священников.

    Ежегодное епархиальное собрание прошло в ЦКК «Патриот». На сайте митрополии опубликовали сокращенный доклад владыки, из него мы выделили несколько, на наш взгляд, интересных тезисов.

    Это самая настоящая гражданская война (с)

    Происходящее между Россией и Украиной митрополит Лонгин называет “самой настоящей гражданской войной”. Приходы собирают средства и гумпомощь – нуждающимся передано более 25 тонн продуктов, вещей и почти 2,5 млн рублей. Священники причащают мобилизованных, окормляют родственников погибших, беседуют с военнослужащими и ездят в командировки с личным составом 31 бригам ВДВ:

    – 2022 год стал большим испытанием для всех нас. Продолжающийся конфликт — это большая трагедия двух братских народов. Точнее даже, исторически единого русского народа, часть которого отказалась считать себя русской. Это самая настоящая гражданская война, а мы знаем, что именно такие войны — самые затяжные и кровопролитные. Эта ситуация очень тяжела не только потому, что она накладывает на нас некие ограничения. Это огромный груз для души, под гнетом которого мы находимся все это время.

    Происходящие события во многом определили жизнь нашей епархии в текущем году. В течение всего этого года духовенство и миряне оказывали помощь беженцам, прибывшим в Ульяновскую область, собирали и отправляли помощь пострадавшим мирным жителям Донбасского региона и ряда других областей. В последние месяцы уделяется большое внимание оказанию духовной помощи военнослужащим и мобилизованным, отправляющимся в зону СВО, а также их семьям.

    Уже в феврале в Ульяновск начали прибывать беженцы из Донецкой и Луганской народных республик. В общей сложности через созданные в Ульяновской области пункты временного размещения (ПВР) прошло 1500 беженцев. До сих пор люди прибывают и группами, и самостоятельно.

    По благословению Святейшего Патриарха во всех храмах Симбирской Епархии несколько раз проходил сбор средств и гуманитарной помощи для прибывших и пострадавших. Вещи, продукты, предметы первой необходимости, школьные принадлежности собирались на приходах, затем передавались в пункты временного размещения и централизованные пункты сбора гуманитарной помощи в Ульяновске, а также на Ульяновский таможенный пост при формировании гуманитарных колонн.

    По данным на середину декабря, в храмах Симбирской епархии было собрано и передано нуждающимся более 25 тонн продуктов и вещей первой необходимости и 2 427 697 рублей денежных средств. Из них 1 660 234 руб. были потрачены епархией на помощь беженцам непосредственно в Ульяновской области, 767 552 руб. перечислены на счет Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. 85 000 рублей поступило из Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению на лекарственные средства, продуктовые наборы.

    В этом году несет напряженное служение и наше военное духовенство. К его обычным обязанностям прибавилось окормление мобилизованных, родственников погибших, поездки для духовной помощи военнослужащим в зону СВО.

    С марта штатный священник 31 гвардейской дивизии ВДВ иерей Павел Князькин выезжает в служебные командировки с личным составом подразделения, где совершает для воинов богослужения, таинства, беседует с военнослужащими и их родными.

    Симбирская епархия работает с большинством военкоматов. Священники проводят беседы в призывных пунктах и учебных центрах, совершают молебны, стараются всячески духовно поддержать как самих бойцов, так и их родственников, причащают желающих Святых Христовых Таин. Так, например, 29 сентября священник причастил около 400 мобилизованных, проходивших обучение в региональном учебном центре войск связи

    Половина храмов не имеют настоятелей: нужны абитуриенты и семинария

    25 августа решением Священного Синода учрежден Центр подготовки церковных специалистов Симбирской епархии. Занятия начались 14 сентября. Временно они проходили в центре «Апостол», сейчас завершен ремонт в переданном епархии  здании на ул. Матросова, 24:

    – Центр подготовки церковных специалистов — это духовное учебное заведение первой ступени с трехгодичным обучением. Его выпускники могут быть рукоположены в священный сан (в отличие от выпускников светских вузов по специальности «Теология»), а также смогут поступить после окончания центра сразу на третий курс семинарии. В состав учебного центра вошли также бывшие епархиальные курсы: катехизаторские, регентско-певческие, сестер милосердия. .

    На пастырском отделении обучается 13 человек. Это, в основном взрослые, работающие, семейные верующие люди. Как сегодня принято говорить, люди мотивированные, говорит Лонгин:

    – Мы надеемся, что и на следующий учебный год нам удастся найти достаточное количество абитуриентов. Обращаюсь ко всем нашим священнослужителям, особенно к настоятелям храмов: необходимо заботиться о пополнении числа учащихся центра. Каждый священник должен уделять внимание людям, которые ходят к нему в храм, и в буквальном смысле слова всматриваться в тех, кто хочет и может учиться в духовной школе. Особенно, если это молодые люди, которые в перспективе могут принять сан.

    Некоторые отцы высказывали мне свое недоумение: зачем нам нужен учебный центр или семинария? Сегодня у нас в епархии 124 храма. Из них 57 не имеют настоятелей. Очевидно, что для того, чтобы наладить в епархии полноценную церковную жизнь, такого количества духовенства, как сейчас, совершенно недостаточно.

    Если Бог благословит, мы все же будем стремиться со временем открыть в Симбирске-Ульяновске семинарию. Несмотря на то, что семинарии сегодня переживают не лучшие времена, и в них поступает не так много людей, я глубоко убежден, что семинария в митрополии обязательно должна быть. Пусть она будет небольшой и будет выпускать буквально 5-7 человек в год, но это совершенно необходимо для пополнения клира. Исходя из этого, мы ведем работу по возвращению Церкви здания бывшего духовного училища.

    О проблемах пастырского служения: ленивые батюшки и духовная безграмотность

    – К сожалению, многие наши батюшки относятся к богослужению как к некой досадной нагрузке, поэтому им хочется отслужить как можно быстрее. Удивляет недальновидность, нерассудительность этих священников, потому что вроде бы все мы хотим, чтобы как можно больше людей приходило в церковь. Но собственно говоря, зачем человеку ходить в храм, если он не понимает, что там происходит, если участие в литургической жизни не стало потребностью его души?

    <…> Люди, приходящие сегодня в храм, не знают зачастую элементарных вещей. Духовная безграмотность, с одной стороны, и набор самых нелепых суеверий, с другой, — вот с чем сегодня сплошь и рядом приходится иметь дело. Опыт показывает, что иногда и люди, годами посещающие храм, остаются на том же уровне познания церковной и духовной жизни. О чем это свидетельствует? Скорее всего, о том, что они не встретили на своем пути пастыря, который выразил бы желание их чему-то научить.

    <…> К сожалению, в нашей епархии устоялось и такое «правило», что каждый священник сам для себя источник всех прав и полномочий и делает только то, что он хочет и как хочет. В частности, это касается времени совершения богослужения. Один наш батюшка служил у себя в храме в райцентре по воскресеньям Литургию в пять часов утра. Я пытался добиться от него объяснения — почему, зачем? Но так и не услышал ничего вразумительного. В другом райцентре всенощное бдение под праздник совершалось в час дня. Когда туда пришел крестный ход, накануне праздника великомученика Пантелеимона, люди рассчитывали прийти к вечерней службе и поучаствовать в богослужении. Однако им сказали, что служба давно закончилась… Такие случаи не вызывают ничего, кроме недоумения.

    В Засвияжье появятся два новых храма

    Симбирская епархия получила разрешение на строительство нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Засвияжском районе Ульяновска. Об этом сообщил митрополит Лонгин во время ежегодного епархиального собрания.

    Еще один храм – святого благоверного князя Александра Невского (возле ДК “Патриот”) – рассчитывают расписать и освятить в 2024 году.  6 декабря освящены и установлены колокола. В 2023 году планируется закончить монтаж кровли, систем электроснабжения, вентиляции, отопления, строительство котельной, внутренние отделочные работы.

    О детективной истории с храмом

    На территории Симбирской епархии продолжают находить часовни, молельные комнаты и молельные дома, о существовании которых ранее информация в епархиальное управление не поступала. В 2022 году стало известно о храме Рождества Христова в селе Русская Цильна Цильнинского района, молельном доме в честь Преображения Господня в селе Загоскино Майнского района, храме Архангела Михаила в селе Репьевка-Космынка Майнского района, строящейся кладбищенской часовне в честь Архангела Михаила в селе Репьевка Новоспасского района.

    Совершенно детективная история произошла со строящимся Крестовоздвиженским храмом с. Смышляевка Кузоватовского района, рассказал митрополит Лонгин:

    – Некоторое время тому назад нашему епархиальному архитектору А.А. Клыкову дозвонился один человек и попросил его помощи в строительстве храма, которое зашло в тупик. Об этом было доложено мне, и я попросил Алексея Анатольевича съездить в это село. Оказалось, что там стоит практически построенный храм. Правда, поскольку проекта не существовало в природе, строители ошиблись, и закончить его не представлялось возможным. Пришлось выдавать сложные решения, включающие разборку части уже построенного здания. Благодетель, который вел стройку, был очень рад, что нашлись те, кто ему помог, и сожалел, что эта помощь не была оказана сразу. При этом ни епархия, ни оба благочинных, старый и новый, и знать не знали, что строится новый храм. Естественно, без всякого благословения. Увы, но такое отношение к основополагающим вещам, к сожалению, пока еще характерно для нашей церковной жизни.