В этом году помощь из бюджета на замену лифтов получили МКД из «общего котла». Накапливающие взносы за капремонт на специальных счетах жильцы интересуются: когда же очередь дойдет и до них?

На сегодняшний день в Ульяновской области насчитывается 2606 лифтов с истекшим сроком эксплуатации (более 25 лет), и наибольшее количество из них — 2135 лифтов — находятся в домах со спецсчетами. Однако принято решение: в первую очередь помогать МКД, формирующим фонд капитального ремонта у регионального оператора. Ранее мы писали, что во многом это было сделано по причине отсутствия правовых механизмов, позволяющих реализовать иную схему финансовой поддержки собственников жилья из регионального бюджета. Существует теоретическая возможность получения господдержки на эти цели из федеральной казны, но для этого также требуется выполнить ряд определенных критериев.

Напомним, о предоставлении финансовой помощи для замены лифтов Губернатор Ульяновской области Алексей Русских разговаривал с председателем наблюдательного совета госкорпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергеем Степашиным во время его визита в Ульяновск ровно год назад. Одним из важнейших условий, которые поставил федеральный центр, стало досрочное выполнение программы по переселению граждан из аварийного жилья. Этим сейчас и занимаются в регионе. А до тех пор (пока недоступна помощь из казны государства) было решено выделить средства из областного бюджета. Тогда, на встрече 6 декабря 2021 года, было заявлено, что предлагается заложить 230 млн рублей на софинансирование работ по замене свыше 180 опасных лифтов. Затем планы были скорректированы.

— Сейчас у нас в регионе проводится замена лифтов, у которых истек срок эксплуатации. Это самый сложный и дорогостоящий вид работ, огромные расходы для жителей. Поэтому в этом году мы выделили 100 млн рублей из областного бюджета, — прокомментировал Алексей Русских.

В 2022 году в рамках региональной программы капремонта предусмотрена замена 87 лифтов с истекшим сроком эксплуатации в 31 многоквартирном доме, в том числе 82 подъемника — в 26 домах Ульяновска. Благодаря этому свои жилищные условия смогут улучшить больше 9 тысяч жителей региона.

Промежуточные итоги реализации мероприятий по обновлению лифтового оборудования и дальнейшие планы обсудили на совещании, которое прошло в Ульяновском техникуме железнодорожного транспорта. Глава региона также ознакомился с системой подготовки квалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию лифтового хозяйства. В 2022 году благодаря нацпроекту «Образование» в техникуме была организована новая мастерская по компетенции «Вертикальный транспорт».

В Ульяновском техникуме железнодорожного транспорта Губернатор Алексей Русских осмотрел созданные по нацпроекту современные помещения для подготовки кадров ЖКХ: энергетиков, электриков, сантехников, а также специалистов по обслуживанию лифтового оборудования. Мастерская «Вертикальный транспорт» оснащена тремя стендами-тренажерами, включая станцию управления лифтом, кабину, лебедку, эмулятор, вводное устройство. Есть все необходимые инструменты, средства индивидуальной защиты для выполнения работ по осмотру, обслуживанию и поиску неисправностей оборудования. Также тут есть стенды для изучения устройства плавного пуска и преобразователя частоты. Рабочие места оборудованы ноутбуками с установленным специализированным программным обеспечением по регулированию преобразователя частоты и устройства плавного пуска двигателя.

Преподаватели техникума вкратце рассказали и продемонстрировали процесс обучения, под их наблюдением глава региона опробовал стенд и даже сам (хоть и не без подсказок) устранил возникшую неисправность лифта, запустив движение. Квалифицированные кадры для ЖКХ, и для обслуживания лифтового оборудования в особенности, очень нужны в Ульяновске. На смену старым подъемникам приходят современные. В регионе при финансовой поддержке из бюджета фактически заново запущен процесс обновления отслуживших свой срок лифтов, который сильно затормозился в последние годы.

— За период с 2014 по 2021 год за счет средств собственников МКД заменили 158 лифтов, что составляет лишь 4% от общего количества лифтов, включенных в региональную программу капитального ремонта. Причем за период с 2017 по 2021 год поменяли только 11 лифтов в трех МКД. В домах, где собственники копят взносы на обособленных специальных счетах, за время действия региональной программы капремонта заменили только семь лифтов в семи МКД на общую сумму 19,6 млн рублей, — сообщил директор Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области Руслан Хайрудинов.

И о печальном… В краткосрочном плане региональной программы капремонта на 2023 год мероприятия по замене лифтового оборудования в МКД не предусмотрены. Минстроем России полномочия по ремонту, замене и модернизации лифтового хозяйства переданы на уровень субъектов. В связи с этим каждый из регионов самостоятельно разрабатывает и реализует мероприятия по замене лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Однако для получения федерального софинансирования необходимо предусмотреть на это соответствующие средства в областном бюджете. Для сравнения: соседняя Самарская область получит 1,35 млрд рублей на период с 2022 по 2025 год и при этом будет менять по 500 лифтов ежегодно.

Прогнозирование ситуации осложняется ростом цен. Это общая проблема для всей страны. В прошлом году стоимость лифта поднялась на 20%, в этом — еще на 30%. Сейчас замена лифта в среднем стоит 3 млн рублей. И если в прошлом году в стране поменяли 18 тысяч лифтов, то в нынешнем — лишь 7 тысяч. Тогда как до февраля 2025 года в России требуется срочно заменить около 93 тысяч лифтов.

По оценкам Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), в домах со спецсчетами нужно копить на лифт в среднем 13 лет. Ассоциация обратилась в Правительство РФ с просьбой господдержки. Варианты финансирования для решения данной проблемы ищут на федеральном и региональном уровнях. Пока не придумали ничего лучше, чем рассрочка. Предлагается дать возможность собственникам МКД расплачиваться за новые лифты при поддержке из бюджета в течение трех лет после их установки. Производители оборудования, которым важно сохранить заказы и рабочие места на своих предприятиях, готовы пойти на этот шаг. Но окончательного решения не принято.