Кирха – евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии на углу улиц Ленина и Железной Дивизии. Лютеране жили в Симбирске с конца XVIII века, а первая евангелическо-лютеранская кирха на углу Московской улицы и Анненковского переулка была освящена весной 1847 года. В 1890-е годы в храме зазвучал орган.

В начале XX века возникла насущная необходимость перестройки храма. 27 октября 1910 года пастор Август Георгиевич Лейст с членами церковного совета, инженером Н.А. Александровым и архитектором А.А. Шодэ, произвели подробный осмотр кирхи «на предмет определения прочности здания». Осень и зиму 1910-1911 годов храм неоднократно осматривался специалистами. В январе 1911 года техническую экспертизу произвели три крупнейших симбирских инженера-архитектора: Ф.О. Ливчак, Ф.Е. Вольсов и А.А. Шодэ. Выводы оказались крайне неутешительные: стены и своды дали трещины, а фундамент недостаточно глубок и подвержен «промерзанию и скольжению». «<…> Большая часть потолочных балок и стропильных ног была из свилеватого леса, покрытая красной гнилью, другая же, более здоровая, тронута червем, или с глубокими трещинами и рыхлым сучком». А потому, пока кирха окончательно не развалилась и не поползла вниз к Свияге, было решено «закрыть без промедления здание Церкви и служение в ней прекратить». Мнение всех специалистов было однозначное – необходим капитальный ремонт.

Задачу предстояло разрешать пастору Лейсту и архитектору Шодэ. Первый озаботился финансовыми проблемами, второй – строительными. Любопытно, что по¬жертвования на протестантский храм делали люди самых разных вероисповеданий. Так, купец Я.Т. Акчурин дал 200 рублей. Впрочем, у видного татарского предпринимателя была жена-немка. Всего же в городе насчитывалось около двух с половиной сотен семей лютеран. А в евангелическо-лютеранскую общину входили такие видные симбиряне, как купец А.К. Юргенс, инженер Г.К. Шатте, архитектор А.А. Шодэ, и многие другие. На полтора года растянулись сбор пожертвований и получение разрешений на перестройку. После долгих бюрократических проволочек департамент духовных дел МВД 19 июля 1912 года разрешил построить «новую евангелическо-лютеранскую церковь взамен старой, пришедшей в совершенную ветхость».

Так совпало, что как раз на следующий день в Симбирске был рассмотрен и одобрен Строительным отделением Симбирского губернского правления проект католического костела. Здание, увенчанное устремленной ввысь колокольней, воплощало величественность и торжественность в сочетании со строгостью форм. Завизировали чертежи архитекторы П.И. Малукалов и Ф.Е. Вольсов. А автором проекта выступил один из лучших симбирских архитекторов – Август Августович Шодэ (1864-1918). Надо заметить, что французский уроженец, сын каретного мастера, Шодэ был одним из немногих «свободных художников» среди местных зодчих. Творческий человек, он предпочитал частную практику казенной должности. А в заказах на постройку казенных, общественных и частных домов Август Августович недостатка не испытывал.
Почему здание, выстроенное как кирха, проектировалось как католический костел – не совсем ясно. Зато можно наглядно видеть, что проект выглядел шикарно. В процессе работы, правда, произошло заметное упрощение внешнего убранства. Впрочем, отказ от обилия декоративных украшений больше соответствовал протестантскому храму. Но при всех отклонениях от первоначального замысла, А.А. Шодэ было очень важно соблюсти принципы готической эстетики.
Этапы строительства храма подробно отражены в документах архива. Руководил постройкой сам Август Августович. Несколько месяцев занял разбор старой кирхи и рытье канав. Возникла проблема с нехваткой землекопов: на строительстве железнодорожного моста через Волгу предлагались более выгодные условия. К тому же город переживал строительный бум. Здание было смещено вглубь участка относительно старого расположения. В мае 1913 года приступили к кирпичной кладке. От наружной штукатурки стен решили отказаться, оставив их чисто кирпичными. В пояснительной записке А.А. Шодэ отмечал: «<…> Этим приемом достигается полная гармония к готическому стилю, а также и более рационально в смысле практичности при соображении с местными климатическими условиями».
Десятки фирм поставляли строительные и отделочные материалы. Вместо пяти изразцовых печей установили калорифер. Для витражных окон доставили из Риги «стекла художественной работы в свинцовой оправе». Декоративную лепнину изготавливал мастер скульптурных работ Томас Каминский. Орган собирал местный столяр, а настраивать инструмент приглашали московского специалиста. К концу октября 1913 года новый евангелическо-лютеранский храм Святой Марии был в целом готов. К первым числам февраля 1914 года завершили последние отделочные работы.

Кирха стала подлинным украшением Симбирска. Расположенная на перекрестке центральных улиц, она имела градостроительное значение. Строгие готические формы храма и высокий шатер колокольни обогатили силуэт города.

К счастью, здание успели выстроить за несколько месяцев до начала 1-й мировой войны.

Чего только не устраивали в стенах бывшей церкви за последующие десятилетия: и клуб, и склад, и детскую спортивную школу. В годы Великой Отечественной войны здесь размещались экспонаты эвакуированного из Ленинграда Центрального Военно-Морского музея, в том числе – легендарный «дедушка русского флота» – ботик Петра Великого.

Лишь в начале августа 1991 года здание кирхи было возвращено верующим. 3 апреля 1994 года, после реставрации, в церкви Святой Марии состоялось первое после долгого перерыва богослужение. А в 1996 году под сводами храма вновь разлились звуки органа, доставленного из Германии. Ныне в кирхе регулярно проводятся службы как для лютеран, так и для католиков, проживающих в Ульяновске, и органные концерты для всех ценителей прекрасного.
Фонд 137 (Симбирская городская управа), оп. 27, д. 556, л. 2, 4

 

Публикация группы Государственный архив Ульяновской области