Транспортная реформа, анонсированная мэрией Ульяновска в начале 2022 года, обернулась уголовным и антимонопольным делами. Сейчас МКУ “Организация пассажирских перевозок” пытается реабилитироваться, внеся изменения в собственную программу на 2023 год. По планам чиновников, в этом году на регулируемый тариф планируется перевести восемь маршрутов. Параллельно МКУ “Организация пассажирских перевозок” изменило требования к перевозчикам: теперь, чтобы зайти на регулируемый тариф, не нужны новые автобусы средней и большой вместимости. Кроме того, чтобы перевести маршрут на регулируемый тариф до окончания действия свидетельства, у перевозчика необходимо получить согласие. Изменилась и риторика относительно частного бизнеса на рынке пассажирских перевозок: власти решили оставить “Газели” для сохранения конкуренции. 

 

30 декабря на сайте администрации Ульяновска опубликовали проект, которым переносятся сроки изменения вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам с нерегулируемого на регулируемый тариф. Документ разработан для предоставления льготного лизинга на закупку автобусов и, во-вторых, для устранения признаков нарушения законодательства о конкуренции: в ноябре 2022 года антимонопольщики признали незаконными заключенные контракты на пассажирские перевозки, следственные органы возбудили в отношении МКУ “Организация пассажирских перевозок” уголовное дело из-за незаконного прекращения действия свидетельств перевозчиков.

Согласно опубликованным правкам, в 2023 году на регулируемый тариф планируется перевести восемь маршрутов: №10, 28, 35, 43, 52, 58, 95с, 96. Бюджету это обойдется в 5,57 млн рублей.

 

 

 

В рамках оптимизации сети прошлогодними решениями комиссии по организации транспортного обслуживания из реестра исключены как невостребованные маршруты № 3 «б-р Архитекторов – ул. Шигаева», №6 «пр-кт Врача Сурова – ул. Мостостроителей», № 12 «мкр. Искра – с. Баратаевка», № 69 «ул. Профсоюзная – ул. Любови Шевцовой» и № 80 «Автомеханический техникум – мкр «Ипподром».

Маршруты №30 «пр-кт Врача Сурова – Центробанк» и  № 72 «ул. Мостостроителей – п-к Нариманова» исключены как дублеры действующих маршрутов по регулируемому тарифу № ЗОэ и  № 73.

Маршруты № 46 «УАЗ – пр-кт Дружбы народов», № 26С ««Центробанк – СНТ “Белый Ключ-1» и № 92 «д. Отрада – ОГУСП «Тепличное» переведены на регулируемый тариф, контракты заключены с  АО «ПАТП-1». Маршрут № 65 «ул. Заречная – 2-й пр-д Инженерный» переведен на регулируемый тариф с изменением пути следования (маршрут на момент принятия решения был свободен от прав перевозчиков);

По маршруту  №36 «п. Лесная Долина – ОГУСП «Тепличное» организован заезд в пос. Лесная Долина.

Руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев в разговоре с редакцией пояснил, что вносимые в постановления изменения связаны с изменением законодательства, которые не были учтены в предыдущей редакции нормативного акта. Теперь для того, чтобы перевести маршрут на регулируемый тариф до окончания действия свидетельства перевозчика, необходимо получить согласие самого перевозчика:

– Мы ведем активные переговоры со всеми перевозчиками, у кого свидетельства заканчиваются через несколько лет, чтобы прийти в совместному знаменателю для получения их согласия о переводе на регулируемый тариф. Не все перевозчики идут на контакт. Некоторым новые правила неинтересны из-за более жестких условий, другие же хотят идти в ногу со временем и развивать свой бизнес. Часть предпринимателей понимает, что меняются взгляды, подходы. Некоторые хотят продолжить работу на рынке пассажирских перевозок, обновлять свой подвижной состав, вкладываться в базы и теплые боксы. Другие же говорят о том, что им рынок не интересен, т.к. у них есть бизнес в другом направлении. В минувшие морозы мы уже столкнулись с проблемой отсутствия своей базы у перевозчиков, которые работают на арендуемом транспорте, из-за чего они не вышли на линии, – говорит Фадеев. 

Федеральный закон “Об организации регулярных перевозок пассажиров”, по которому сейчас Ульяновск работает с перевозчиками по нерегулируемому тарифу, не дает никаких рычагов влияния на перевозчиков. Единственные меры – штраф в размере 10 тыс рублей в квартал, либо отзыв лицензии через суд. Теперь власти намерены действовать в рамках  44-ФЗ, который дает возможность влиять на перевозчиков бОльшими штрафами и включением в Реестр недобросовестных поставщиков.

– Один из перевозчиков мне сказал, что 10 тысяч рублей штрафа – это не та сумма, которая бы заставила его соблюдать расписание. Ему выгоднее сэкономить сотни тысяч, чем заплатить 10 тысяч рублей штрафа. Сейчас у нас руки связаны, начнешь что-то делать – тут же прокуратура прибегает. В рамках договора по 44-ФЗ, по которому мы планируем расторговывать маршруты, есть широкий пакет функций. Он позволит нам существенно влиять на качество работы перевозчиков за счет штрафов и пени. Тут речь будет идти о суммах, в которых много нулей. Именно это и должно побуждать перевозчика выполнять свою работу качественно. В случае, если мы расторгнем с ним договор, то он попадет в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). В рамках регулируемого тарифа перевозчик также получает денежную компенсацию за работу на так называемых социальных маршрутах. Так, ПАТП-1 на первое полугодие получит порядка 1,5 млн рублей за №1 и №20 маршрут при качественном исполнении обязательств.

Кроме того МКУ “Организация пассажирских перевозок” изменило требования относительно наличия на регулируемых маршрутах автобусов средней вместимости из-за существующей экономической ситуации, т.к. не все перевозчики могут себе позволить новые автобусы, говорит Фадеев. В то же время он уверен, что создавать монополию на рынке заключением контрактов  с ПАТП-1 “никто не собирается, т.к. должно оставаться место для конкуренции”:

– Всего в городе у нас 60 маршрутов, 17 из них работают на регулируемых маршрутах, еще восемь будут переведены в 2023 году. Учитывая экономическую ситуацию, риторику относительно наличия автобусов средней вместимости мы изменили, понимая перевозчиков, которые работают на маршрутах. Мы будем, конечно, стремиться к переводу нашей сети на автобусы средней и большей вместимости в рамках перехода на регулируемый тариф. Чтобы уйти от “Газелек”, необходимо порядка 500 автобусов. На сегодня у перевозчиков работает порядка 650-700 ГАЗелей. По нашему мнению, в Ульяновске должны работать не только автобусы средней вместимости, но также должны быть и автобусы большой вместимости на магистральных маршрутах. Было бы желание и деньги, сделать можно всё.

Да, доля участия ПАТП-1 в сфере общественного транспорта будет увеличиваться, с чем как раз и связана закупка 50 СИМАЗов, которые начнут поступать с февраля. Доля участия государства на этом рынке будет постепенно увеличиваться, но монополистом предприятие не станет. По нашему мнению, государственные предприятия должны преобладать на рынке перевозок. Практика соседних регионов показывает положительный эффект относительно бюджетных поступлений, прозрачности перевозок, официальной зарплаты. Однако отказываться полностью от частного бизнеса мы не будем, конкуренция должна быть.

Кроме того, идут разговоры о повышении стоимости проезда:  

– В 2023 году регулируемый тариф мы не поднимаем. Касаемо ПАТП-1 и перевозчиков на нерегулируемом тарифе тут уже роль отводится Министерству транспорта. Я уже знаю, что разговоры идут о повышении, но будут ли они реализованы, я не готов отвечать. Маршрутные перевозки монополизировать под ПАТП не планируется, так говорить неправильно. С точки зрения практики это невозможно, – заключил Владимир Фадеев.

Врио главы Ульяновска Дмитрий Зверев также не исключает, что тариф изменится: “Возможность повышения тарифов 2023 году  будет изучаться”.