Московская «Группа компаний «ЕКС» завершает проект берегоукрепления трехкилометрового участка разреза Милановского от Президентского моста до улицы Тухачевского. Склон предлагают осушить за счет глубинного дренажа и штолен, вывезти восемь млн кубометров разрыхленного верхнего слоя грунта, террасировать на восемь  уровней, построить набережную, причальные стенки, две дороги наподобие “легковых” восьмерок с сетью дорожек и лестниц. Общая стоимость работ оценивается в 30 млрд рублей. В конце 2022 года проект презентовали губернатору. Инициаторы считают, что его реализация позволит включить в городскую среду 300 га земли. В перспективе здесь видят рекреационную зону с досуговой, спортивной, культурной составляющими. Подробнее – в нашем материале.

Проект по обустройству береговой линии от Президентского моста до улицы Тухачевского — один из самых масштабных в Ульяновске за последние десятки лет. Заказчиком выступило Агентство городских инициатив, генеральный проектировщик — столичная «Группа компаний «ЕКС». По словам руководителя Агентства Алексея Гаева, строительство набережной можно сравнить с работами, которые провели в городе к 100-летию со дня рождения Ленина. Тогда участок от бульвара Пластова до грузовой «восьмерки» обеспечили сооружениями инженерной защиты, а затем на бровке оползня построили парк Дружбы народов, мемцентр и педуниверситет.

Сейчас на месте планируемого строительства — оползневая зона, которую «венчает» разрез Милановского, каждый год отъедающий у склона очередные метры земли.

— Это проект не набережной и не берегоукрепления, а комплексного развития и включения в городскую среду достаточно большой территории, – говорит Гаев. – По сути мы сделаем аналог парка Дружбы народов с прекрасным наполнением – рекреационным, спортивным, романтическим. Можно будет спуститься, потрогать воду, половить рыбу, сесть с набережной на кораблик, посидеть в ресторане с видом на Волгу, поселиться в гостинице.

На данном этапе главная задача, которую поставили перед проектной организацией – ввести в городской оборот порядка 300 га земли. Первый этап включает участок от Президентского моста до улицы Тухачевского. Склон в этом периметре будет представлять из себя восемь уровней террас с подъездами и подходами.

Дренажи на глубине 9-этажного дома

В первую очередь на склоне для его осушения проложат глубинный дренаж и штольни. Для того, чтобы грунт был сухим, здесь создадут развитую сеть вертикальных дрен, уходящих на глубину 40 метров для перехвата воды от Свияги. Далее закладываются поверхностные дренажи для отвода осадков и талой воды и система ливневой канализации.

Затем склон сделают пологим – уберут лишнюю землю, и там, где нужно, подсыпят. Проектировщики предполагают вывезти и захоронить 8 миллионов кубометров разрыхленных грунтов, которые невозможно использовать в качестве надежного основания. Для визуализации объёмов земли, это как площадка длиной 3 км, шириной километр и слоем в пять метров. Все это потребует снос 26 000 деревьев:

– Садовые участки планируется изъять для муниципальных нужд, с Минобороны уже есть договоренность о переносе трёх зданий – казарм и стадиона, говорит Гаев.

Во-вторых, на склоне построят колодцы, между которыми на глубине около 30 метров проведут три нитки штолен, собирающих в себя воду. Вода будет проходить через пять очистных сооружений и выходить в Волгу.

Далее склон бульдозерами террасируют на восемь уровней. Проектировщик предполагает высадить на террасах зеленые газоны, обустроить дорожки и лестничные спуски. Высаживать деревья здесь не планируют: кренясь, они влияют на устойчивость склона. Общая протяжённость дорог от Тухачевского до набережной составит более 40 километров – можно организовать марафон.

В верхней части откоса появится новая городская улица – параллельно улице Розы Люксембург и Федерации. С улиц Любови Шевцовой и Тухачевского построят два транспортных спуска по подобию легковой «восьмерки», которые свяжут город и набережную.

В средней части склона сделают две террасы шириной от 30 до 200 метров. Перспективное назначение – досуг и рекреация: Гаев видит здесь общественное наполнение из гостиниц, кемпингов и ресторанов с открытыми площадками.

В нижней части склона проведут берегоукрепление по откосному типу и построят пять причальных стенок для подхода маломерных судов. Вдоль Волги проложат набережную длиной 3100 метров и шириной 11 метров с твердым покрытием. Весь террасированный склон будет освещаться.

Склон неуравновешен

На данный момент коэффициент устойчивости склона составляет менее 1. После берегоукрепления он должен увеличиться до 1,28 (гражданское строительство разрешено при коэффициенте 1,2).

Сейчас на этом участке есть действующая дренажная сеть Президентского моста. Но из-за подвижек грунта она пришла в неудовлетворительное состояние, поэтому проектировщик её убирает, говорит главный инженер «ГК ЕКС» Сергей Втюрин:

– Глина и мел, которые здесь лежат, при намокании начинают позли. Наша главная задача- грамотно отвести воду и обеспечить сухое состояние грунта со всех сторон. В связи с тем, что грунты значительно меняют свои физико-механические характеристики при намокании, использовать подпорные сооружения смысла нет, – считает Втюрин. Как только грунты замачиваются, никакие конструкции удержать породы не смогут. Поэтому здесь будет очень развитая сеть для отвода воды: вертикальные дрены на глубину 40 метров для перехвата воды от Свияги, и поверхностные дренажи мелкого заложения, которые собирают воды после выпадения осадков и оттаивания снега. Также здесь организована система ливневой канализации, которая собирает и отводит воду.

Отдельный пункт проекта, который губернатору презентовали в конце года, – возможность захода к набережной судов.

— В техзадании у нас не было цели сделать причальные сооружения — только берегоукрепление полуоткосного типа. Это вертикальная стенка до уровня ледохода, выход откоса до незатопляемой отметки. Но мы предусмотрели сходы к воде: в этих местах смогут подходить маломерные суда, — говорит Сергей Втюрин.

За чей счёт

Проект оценивается примерно в 30 миллиардов рублей (22 млрд без НДС, 27 с НДС), плюс стоимость очистных сооружений и освещения. Точная сумма будет известна перед экспертизой.

— Для проекта такого масштаба это не дорого. Например, в Саратове нет проблемы с откосом, но есть проблема с берегоукреплением. Там обустройство 1,2 километра просто набережной стоит 2,5 млрд рублей, – говорит Втюрин.

Алексей Гаев уточняет, что проект предполагает федеральное финансирование и уверен, что оно будет получено: «В 2021 году было особое поручение заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина».

Сейчас заканчивается проектирование объекта, после чего материалы отправятся на главгосэкпертизу, затем будут объявлены торги. Стройка рассчитана на четыре года.