Правила снова не учитывают особенностей некоторых перекрестков, в результате которых происходят аварии. С таким случаем столкнулся водитель из Подмосковья, которого сделали виновником ДТП. “Российская газета” и юристы попытались разобраться, что же не так в этой истории.
Итак, некий Алексей Шмакотин выехал на перекресток с круговым движением в Калужской области. Вся беда была в том, что этот перекресток оснащен не только знаками преимущества движения, но еще и светофорами. А тут ситуация осложняется. Дело в том, что при работающих светофорах знаки преимущества движения не работают. Это установлено правилами.
Но Алексей выехал на перекресток на зеленый сигнал светофора. И что же случилось потом? На этот же перекресток выехал другой водитель на свой зеленый сигнал светофора. И они жестко встретились. Кто виноват? Согласно расследованию, которое было проведено Госавтоинспекцией, виноват именно тот, кто двигался в данный момент по кругу. По решению ГИБДД, а также нескольких судов его оштрафовали
Позвольте, но тут хочется задать вопрос. А в чем его вина?
Он же двигался по кругу и имел преимущество перед тем, кто на круг выезжал?
Однако не все так просто. Дело в том, что при зеленом сигнале светофора водитель, выезжающий на перекресток, где установлены знаки, предупреждающие о приоритетах, имеет преимущественное право. Грубо говоря, если светофор не работает, то работают знаки. Если светофор работает, то действует иной принцип.
Все вроде бы ясно. Но есть, как говорится, нюансы. Как пояснил юрист Кирилл Муратов, знак кругового движения не относится к знакам приоритета. Он лишь обозначает перекресток. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.
Однако если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора. На данном перекрестке стоп-линий не было. Поэтому, как считает юрист, согласно правилам, начинать движение на зеленый сигнал светофора следует только после того, как водитель убедится, что это не создаст помеху транспортному средству, въехавшему на круг на включившийся ранее разрешающий сигнал светофора и заканчивающему проезд перекрестка.
С ним согласен и адвокат Сергей Радько. По его словам, если на круговом движении работают светофоры, то это регулируемый перекресток. А значит, перед тем как поехать на свой зеленый сигнал, необходимо уступить дорогу тому, кто заканчивает проезд перекрестка.
Впрочем, суды эти доводы не рассматривали. И водителя оштрафовали именно за то, что он якобы ехал на запрещающий сигнал светофора. Но весь казус ситуации именно в том, что он выехал на круг на разрешающий сигнал. И более у него по пути никаких светофоров не было. А второй водитель выезжал на свой разрешающий сигнал. Но не учел, что должен уступить дорогу тому, кто заканчивает движение.
Ну а с большей долей вероятности ни сотрудники ГИБДД, ни судьи не рассматривали этот круг именно как один перекресток. В качестве перекрестка они рассматривали конкретное пересечение дорог, где произошло ДТП. И такая путаница могла возникнуть только из-за неграмотной организации дорожного движения.
Кстати, как рассказал “РГ” пострадавший в этой истории водитель, на схеме изначально даже знак кругового движения рисовать не хотели. Пришлось настоять.
Как считает юрист, руководитель проекта Пробок.нет Александр Шумский, проблема именно в неправильной организации движения на перекрестке. Либо на круговом движении не должно быть светофоров, либо они должны дублироваться. А на самом кругу должны быть стоп-линии, чтобы водитель понимал, где и кому он должен уступить дорогу.
Правила проезда перекрестков с круговым движением у нас менялись уже четыре раза за 12 лет. Водителям трудно даже уследить за их изменениями
Так же считает начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД Москвы Андрей Мухортиков. При наличии светофоров должны быть стоп-линии. А здесь надо либо убирать круговое движение, либо светофоры.
Понятно, что главная проблема именно в сложности организации движения на этом перекрестке, которую надо менять, чтобы не вводить людей в заблуждение и не провоцировать аварий. Но, как мы уже говорили, правила проезда перекрестков с круговым движением у нас менялись уже четыре раза. От этого у кого хочешь пойдет кругом голова. А еще надо учитывать, что не каждый водитель следит за их изменениями. И возникают ситуации, когда один едет по старым правилам, а другой – по новым.