Данный проект озаглавлен «Передний (западный) фасад каменного храма на новых кладбищах в г. Симбирске». Правда, к 1905 г., когда он был составлен, «новое» кладбище официально существовало уже три десятка лет – с 1874 г. Тогда оно и получило название «Новое городское», в отличие от существовавших ранее и давно переполненных симбирских кладбищ. А вот с возведением кладбищенского храма возникли сложности. В городской казне на это не хватало средств. Не помогала даже установленная плата за погребение – деньги взимались как раз на строительство церкви: 1-й разряд – 25 руб., 2-й – 10 руб., 3-й – 3 руб. Самыми дорогими были престижные места у площадки, отведенной под будущий храм и вдоль центральной аллеи. Существовали также бесплатные участки для малообеспеченных горожан. Вне разрядов был лютеранско-католический участок – негоже брать с инославных на православную церковь. Долгое время на кладбище существовала лишь небольшая часовня, в которой можно было только отпевать покойных.

Отсутствие храма даже вызвало конфликт между городскими властями и симбирским епископом Гурием, который попытался решить проблему самолично. Архитектором П.И. Малукаловым был разработан и завизирован архиереем, консисторией и губернатором проект маленькой церковки. Фактически, к часовне предполагалось пристроить алтарную часть и невысокую колокольню. Уже начались строительные работы, но городская дума возмутилась – кладбищенская земля была собственностью города – муниципальной, говоря современным языком, а не церковных властей. Строительство было велено свернуть. Гурий пытался жаловаться в Святейший Синод, самому обер-прокурору К.П. Победоносцеву, но безуспешно.

Городская дума вовсе не была противницей строительства церкви, но считала, что уж если строить храм, так строить не заурядный, типовой, а красивый и капитальный. И у думы был свой проект каменной церкви в русском стиле. Он и ныне смотрится великолепно: нарядное узорчье и богатство убранства, заимствованные из древнерусского зодчества, устремленный вверх шатер колокольни, многочисленные арки, изящество и легкость пропорций, оригинальная форма крестов. Однако проект требовал значительных расходов на свое осуществление. Сам автор замысла, гражданский инженер, городской архитектор в 1900-1905 годах, Леонид Митрофанович Анненков умер через несколько месяцев после составления проекта. Это его последняя работа. Л.М. Анненков, пожалуй, один из самых невезучих городских архитекторов – многие созданные им проекты остались не реализованными из-за финансовых проблем города.
Рисунок отложили до лучших времен, когда, надеялись, удастся, наконец, воплотить его в камне. Решено было для этого отвести место на участке по другую сторону дороги, куда планировалось расширять территорию кладбища (в разговорной речи этот район именуется Куликовкой).

А ту церковь, что ныне украшает некрополь, возвели по проекту известного симбирского зодчего Федора Осиповича Ливчака (1878-1919 гг.). Освящена она была в мае 1911 г. Это единственный в нашем городе храм в византийском стиле. И единственная церковь, благополучно пережившая пору закрытия и сноса храмов в 1930-е годы.

К СВЕДЕНИЮ: Данный документ внесен в региональный реестр уникальных документов Ульяновской области.
Фонд Р-1941 (Управление главного архитектора города Ульяновска), оп. 6, д. 11, л. 60