9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день считается датой рождения отечественной гражданской авиации.

8 марта 1923 г. в СССР было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Своими силами и средствами трудящиеся должны были  помочь советскому правительству создать мощный воздушный флот. Главный лозунг ОДВФ призывал: «Трудовой народ, строй воздушный флот!». На местах появились отделения и первичные ячейки друзей воздушного флота.

14 июля 1923 г. в Симбирске было организовано губернское отделение  ОДВФ. Создавались уездные отделения и первичные ячейки на предприятиях, в организациях, учебных заведениях.

Началось повальное увлечение авиацией. В клубах, библиотеках, школах, сельсоветах, избах-читальнях оборудовались авиа-уголки, проводились авиа-митинги, авиа-вечера и авиа-игры, совершались   экскурсии на аэродромы и летные площадки, к прилетающим самолетам.

В первых рядах ОДВФ действовали комсомольцы с лозунгом «Молодая гвардия, седлай воздушных коней!» Модель аэроплана должна была стать любимой игрушкой  пионеров.

С целью ликвидации авиа-неграмотности студенты симбирского рабфака на летних каникулах отправлялись  на  агитповозках по уездам для проведения разъяснительной работы среди крестьян, чтения лекций по истории воздухоплавания, о применении авиации в народном хозяйстве.

Единовременные пожертвования и отчисления в пользу воздушного флота делали рабочие, колхозники, члены профсоюзов, комсомольцы, пионеры. Местные газеты «Пролетарский путь» и «Красная жатва» регулярно публиковали «Вызовы» членов ОДВФ о переводе денежных средств на воздухофлот.

В октябре 1923 г. при Симбирском городском ОДВФ была организована первая планерная секция во главе с военным летчиком Даниловым. Через месяц в секции собрали первый планер и провели его испытания.

Молодые энтузиасты авиации, одним из которых был Игорь Степанович Рогозин (в последствии известный учёный, геолог), организовали научный кружок планеристов, в котором изучали теоретические основы авиации и занимались конструированием оригинальных моделей аэропланов.

Авиационная тема стала популярной в литературе. Героем одного из стихотворений симбирского писателя Николая Нилли (Ильина) стал собирательный образ красного авиатора Ивана Петрова.

В моду вошли авиа-частушки:

Я с миленочком гуляла

Карамзинским садом.

От него я там узнала,

Что мне делать надо.

 

Запишусь теперь в друзья

Красных самолетов.

Совершу за лето я

Несколько полетов.

 

Привинчу пропеллер к стулу

И поставлю на бульвар.

Полечу я в город Тулу,

Там куплю я самовар.

 

У миленочка есть план –

завести аэроплан.

В самолете полетим-

всю деревню удивим!

 

В июне 1923 г. в Симбирске было открыто представительство «ДОБРОЛЕТ» – первого в РСФСР акционерного авиатранспортного предприятия для перевозки пассажиров. Пилоты вошли в профессиональный союз транспортных рабочих. Согласно коллективному договору «ДОБРОЛЕТ»  обеспечивал «летчиков, борт-механиков и других лиц, обязанных подниматься в воздух» летней и зимней спец-одеждой.

Время от времени, на родину Ильича,  с агитационными авиа-облетами  прилетали самолеты «ДОБРОЛЕТА». 2 июня 1924 г. в Ульяновске приземлился гидросамолет «Юнкерс». За неделю около 300 ульяновцев прошли новый обряд «воздушного крещения», впервые совершив полеты над городом. 2 августа в Ульяновск прилетел уполномоченный правления «ДОБРОЛЕТ» видный ученый в области авиации, один из первых  популяризаторов воздухоплавания в России профессор Николай Алексеевич  Рынин с лекцией. В 1888-1896 г. он учился в Симбирской классической гимназии.

Летом 1924 г. в Ульяновске впервые организовали праздник Воздухофлота. В городском саду им. Свердлова с 8 часов  вечера 5 августа до 7 часов утра 6 августа прошли народные гуляния, выступления  драматических и музыкальных артистов, цирковой труппы. Работал тир, буфеты. Распространялись книги, журналы, плакаты издательства ОДВФ, значки. Состоялся розыгрыш лотереи в пользу ОДВФ. Все собранные средства направили  на постройку самолета «Земляк Ильича».

В начале 1925 г. в Ульяновской губернии насчитывалось 14 тысяч членов ОДВФ.

Весной 1925 г. в Ульяновске состоялся первый выпуск 32 слушателей авиа-курсов. Для агитоблетов были закуплены два самолета: «Земляк Ильича» и гидросамолет «Активист». За ульяновскими самолетами были закреплены летчик 1-го класса М.И. Гаркави и старший механик С.Ф. Вражнов. Михаил Ильич Гаркави родился в 1896 г. в Казани, до революции учился в Московском техническом институте, прошел теоретические курсы авиации профессора Жуковского и Петроградскую летную школу. В 1922 г. демобилизовался из армии и перешел сначала в «ДОБРОЛЕТ», затем в ОДВФ СССР, с 1925 г. – в Авиахиме.

Для дальнейшей работы Губернский совет друзей воздухофлота планировал приобрести третий именной самолет для агитполетов «Конек Горбунок», организовать Центральный клуб-музей воздухоплавания, открыть  авиа-мастерскую, переоборудовать посадочную площадку ульяновского аэродрома, построить летную площадку в Инзе и гидропричалы на Волге.

Так Ульяновская гражданская авиация уверенно набирала свою первую высоту…

Автор: Романова Галина Валентиновна, заместитель директора Государственного архива Ульяновской области, кандидат исторических наук