9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день считается датой рождения отечественной гражданской авиации.
8 марта 1923 г. в СССР было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Своими силами и средствами трудящиеся должны были помочь советскому правительству создать мощный воздушный флот. Главный лозунг ОДВФ призывал: «Трудовой народ, строй воздушный флот!». На местах появились отделения и первичные ячейки друзей воздушного флота.
14 июля 1923 г. в Симбирске было организовано губернское отделение ОДВФ. Создавались уездные отделения и первичные ячейки на предприятиях, в организациях, учебных заведениях.
Началось повальное увлечение авиацией. В клубах, библиотеках, школах, сельсоветах, избах-читальнях оборудовались авиа-уголки, проводились авиа-митинги, авиа-вечера и авиа-игры, совершались экскурсии на аэродромы и летные площадки, к прилетающим самолетам.
В первых рядах ОДВФ действовали комсомольцы с лозунгом «Молодая гвардия, седлай воздушных коней!» Модель аэроплана должна была стать любимой игрушкой пионеров.
С целью ликвидации авиа-неграмотности студенты симбирского рабфака на летних каникулах отправлялись на агитповозках по уездам для проведения разъяснительной работы среди крестьян, чтения лекций по истории воздухоплавания, о применении авиации в народном хозяйстве.
Единовременные пожертвования и отчисления в пользу воздушного флота делали рабочие, колхозники, члены профсоюзов, комсомольцы, пионеры. Местные газеты «Пролетарский путь» и «Красная жатва» регулярно публиковали «Вызовы» членов ОДВФ о переводе денежных средств на воздухофлот.
В октябре 1923 г. при Симбирском городском ОДВФ была организована первая планерная секция во главе с военным летчиком Даниловым. Через месяц в секции собрали первый планер и провели его испытания.
Молодые энтузиасты авиации, одним из которых был Игорь Степанович Рогозин (в последствии известный учёный, геолог), организовали научный кружок планеристов, в котором изучали теоретические основы авиации и занимались конструированием оригинальных моделей аэропланов.
Авиационная тема стала популярной в литературе. Героем одного из стихотворений симбирского писателя Николая Нилли (Ильина) стал собирательный образ красного авиатора Ивана Петрова.
В моду вошли авиа-частушки:
Я с миленочком гуляла
Карамзинским садом.
От него я там узнала,
Что мне делать надо.
Запишусь теперь в друзья
Красных самолетов.
Совершу за лето я
Несколько полетов.
Привинчу пропеллер к стулу
И поставлю на бульвар.
Полечу я в город Тулу,
Там куплю я самовар.
У миленочка есть план –
завести аэроплан.
В самолете полетим-
всю деревню удивим!
В июне 1923 г. в Симбирске было открыто представительство «ДОБРОЛЕТ» – первого в РСФСР акционерного авиатранспортного предприятия для перевозки пассажиров. Пилоты вошли в профессиональный союз транспортных рабочих. Согласно коллективному договору «ДОБРОЛЕТ» обеспечивал «летчиков, борт-механиков и других лиц, обязанных подниматься в воздух» летней и зимней спец-одеждой.
Время от времени, на родину Ильича, с агитационными авиа-облетами прилетали самолеты «ДОБРОЛЕТА». 2 июня 1924 г. в Ульяновске приземлился гидросамолет «Юнкерс». За неделю около 300 ульяновцев прошли новый обряд «воздушного крещения», впервые совершив полеты над городом. 2 августа в Ульяновск прилетел уполномоченный правления «ДОБРОЛЕТ» видный ученый в области авиации, один из первых популяризаторов воздухоплавания в России профессор Николай Алексеевич Рынин с лекцией. В 1888-1896 г. он учился в Симбирской классической гимназии.
Летом 1924 г. в Ульяновске впервые организовали праздник Воздухофлота. В городском саду им. Свердлова с 8 часов вечера 5 августа до 7 часов утра 6 августа прошли народные гуляния, выступления драматических и музыкальных артистов, цирковой труппы. Работал тир, буфеты. Распространялись книги, журналы, плакаты издательства ОДВФ, значки. Состоялся розыгрыш лотереи в пользу ОДВФ. Все собранные средства направили на постройку самолета «Земляк Ильича».
В начале 1925 г. в Ульяновской губернии насчитывалось 14 тысяч членов ОДВФ.
Весной 1925 г. в Ульяновске состоялся первый выпуск 32 слушателей авиа-курсов. Для агитоблетов были закуплены два самолета: «Земляк Ильича» и гидросамолет «Активист». За ульяновскими самолетами были закреплены летчик 1-го класса М.И. Гаркави и старший механик С.Ф. Вражнов. Михаил Ильич Гаркави родился в 1896 г. в Казани, до революции учился в Московском техническом институте, прошел теоретические курсы авиации профессора Жуковского и Петроградскую летную школу. В 1922 г. демобилизовался из армии и перешел сначала в «ДОБРОЛЕТ», затем в ОДВФ СССР, с 1925 г. – в Авиахиме.
Для дальнейшей работы Губернский совет друзей воздухофлота планировал приобрести третий именной самолет для агитполетов «Конек Горбунок», организовать Центральный клуб-музей воздухоплавания, открыть авиа-мастерскую, переоборудовать посадочную площадку ульяновского аэродрома, построить летную площадку в Инзе и гидропричалы на Волге.
Так Ульяновская гражданская авиация уверенно набирала свою первую высоту…
Автор: Романова Галина Валентиновна, заместитель директора Государственного архива Ульяновской области, кандидат исторических наук