В Госдуме готовится законопроект о трудовом воспитании в школе, благодаря чему труд ученика будет разрешен с согласия его самого либо родителя. Ожидается, что нормы в случае принятия такого закона заработают уже со следующего учебного года. Как именно предлагают трудиться школьникам и какие есть риски, рассказали в Госдуме на “круглом столе” по этой теме.
Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова напомнила, что подготовить законопроект о трудовом воспитании в школе поручил председатель палаты парламента Вячеслав Володин. В ходе правчаса с профильным министром Сергеем Кравцовым он пояснил, что нынешние нормы даже запрещают попросить ребенка помыть доску – надо получить разрешение родителей. “Но у нас те же родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью тех же программ”, – отметил Володин.
После такого поручения спикера, как рассказала Казакова, к диалогу подключились педагоги, родительское сообщество. По ее словам, оппоненты – всего пять процентов родителей, это следует из всех проведенных опросов. “Родители опасаются, что детей будут привлекать к сложным работам, – рассказала Казакова. – Или директор отправит школьников на дачу к себе что-то убирать. Эти необоснованные риски мы хотели бы снять”.
Многие понимают, что трудовые навыки необходимы, ведь без них о гармонично развитой личности речи не идет, считает глава комитета. Она напомнила, что человек стал человеком благодаря труду. Какие бы технологии ни появлялись, борщ сам, как говорится, не сварится, резюмировала депутат.
Представители старшего поколения вспоминают свои школьные годы – тогда было дежурство в классе, трудовые смены, субботники, напомнила Казакова. “И никому в голову не приходило, что государство использует детский труд, эксплуатируя школьников”, – добавила она.
А сейчас нарушением прав ребенка могут счесть даже просьбу вытереть с доски или помыть парты. По букве закона, привлечение школьников к труду без согласия родителей запрещено.
Сейчас, по словам главы комитета, законодательство позволяет привлекать школьников к труду в рамках образовательной программы. А то, что вне ее, – по согласию родителей. Она предложила прописать – “разрешено с согласия родителей и самих обучающихся”. Кроме того, следует закрепить трудовое воспитание в понятийном аппарате.
К труду, по словам Казаковой, надо привлекать с учетом особенностей здоровья. К примеру, если намечается пыльная работа во время субботника, то некоторые дети с противопоказаниями по здоровью ее выполнять не должны.
Документ планируют внести в ГД в весеннюю сессию, но сначала отработают формулировки с экспертами.
Вице-спикер палаты Борис Чернышов предложил прописать, что к труду можно привлекать ученика, когда он дает согласие – “это может быть формат на бумаге и устный”, но и при этом требуется фиксация, заметил депутат. Кроме того, по его словам, нужна система отличия для тех, кто вовлечен в процесс трудового воспитания. Это могут быть, к примеру, значки.
Первый зампред профильного комитета ГД Яна Лантратова заявила “РГ”, что такие поправки необходимы в контексте последних изменений в сфере образования. “Мы отказались от понятия “образовательная услуга”, вернули школе воспитательную функцию, – пояснила депутат. – И если мы говорим о том, что учитель – не обслуживающий персонал, то должны поощрять занятия детей общественно полезным трудом. Убрать с доски, полить цветы, накрыть столы – это простые задачи, но, игнорируя их, человеку трудно будет выполнить сложные”.
Парламентарий назвала важным и вовлечение в этот процесс родителей. “Потому что они – лучший пример для детей. Можно подумать об организации совместных с родителями субботников”, – предложила депутат.
Она также высказал мнение, что уроки технологии, которые сейчас есть в школах, никак не могут заменить трудовое воспитание. Одно дело описать, как варить суп, а другое – его сварить, заметила Лантратова.
Депутат ГД Сергей Колунов тоже уверен, что уроки технологии надо заменить традиционными уроками труда. Он пояснил, в чем состоит отличие: “Уроки технологии посвящены проектной деятельности, не всегда, но в большинстве случаев. Труд – это кулинария, столярное и слесарное дело, кройка и шитье”.