Родители пятиклассников ульяновской школы №56 пожаловались на нехватку педагогов. В учебном заведении с 1 сентября нет учителей математики: этот предмет детям проводит преподаватель информатики. Родители считают, что это неравноценная замена: практически все пятиклассники вынуждены заниматься с репетиторами, чтобы не отстать окончательно. В городском управлении образования и минобре признают: учителей действительно не хватает. Эксперты считают, что проблема не только в зарплате, но и в статусе педагогов.

Родители пятиклассников школы №56 рассказывают: проблемы начались после перехода детей из начальной школы в среднюю. Из-за двух ковидных лет и дистанционного обучения уже началось отставание по математике. А с началом нового учебного года выяснилось, что для пятых классов не нашлось учителей, которые будут преподавать этот предмет. Математике детей учат непрофильные педагоги, и это, по мнению родителей, не выход:

— В нашем классе 23 человека, и нет ни одного отличника — это о многом говорит. Мы сейчас думаем, что делать, чтобы у наших детей не было пробелов в образовании. К самой школе и директору у нас претензий нет: математику приходит в класс вести учитель информатики. Но он все равно не может объяснять материал на 100 процентов качественно, дети не все усваивают. В итоге приходится заниматься с репетиторами (а это от 450 рублей в час у студентов педвузов). Получается, что знания им дают не в том качестве и не в том объеме, как положено по программе. И такая ситуация не только в нашей школе.

По словам родителей, «дефицитных» ныне учителей из обычных школ переманивают более престижные гимназии и лицеи (например, несколько человек ушло в гимназию №1):

— Мы их понимаем: человек ищет, где лучше. Но наши дети остаются без преподавателей. Директор решить эту сложную проблему своими силами не в состоянии. На наши обращения в минобре не особо реагируют.

В городском управлении образования подтвердили, что «математика в школе №56 ведётся в полном объёме учителем информатики, имеющим необходимое образование». Администрация школы в настоящее время ведёт подбор педагога. В мэрии не скрывают, что потребность в учителях сегодня очень большая. Причины разные – это открытие новых школ и, соответственно, открытие новых рабочих мест. Увеличилось число школьников, каждый год есть педагоги, которые уходят на заслуженный отдых.

Городские власти настроены довольно оптимистично:

— Регулярно ведется мониторинг вакансий, мы делаем заявки в педагогический университет и колледжи. Мы проводим беседы со студентами, присутствуем на распределении. Несмотря на наличие вакансий, уроки проводятся в полном объеме. Да, это накладывает дополнительную нагрузку на действующих педагогов, но они с ней справляются и показывают хороший результат. В Ульяновске нет ни одной школы, где из-за отсутствия педагога не проводились бы уроки. Вся программа изучается в полном объеме.

Мы изучили вакансии, выложенные на сайте управления образования (данные на 31 января). Ситуация достаточно сложная: в 29 ульяновских школах не хватает учителей русского и литературы, в 28-ми — английского языка, в 24 — математики, в 21— педагогов начальных классов. В дефиците физики (11 учебных заведений), учителя информатики (8), музыки (7), истории, биологии, географии, химии (по 3). Фактически педагогов требуется еще больше: в некоторых школах не закрыто несколько ставок. Например, в школе №56 — две свободные ставки для учителей математики, а в гимназии №59 их три.

Как пояснили в региональном минобре, вакансии по учителям предметникам директора должны закрыть в течение лета. Но не всегда это получается. Потребность в педагогических кадрах на территории Ульяновской области на 2022/2023 учебный год составляла 3,3%. Самые «дефицитные» — Ульяновск, Димитровград, Мелекесский и Чердаклинский районы.

С проблемой нехватки учителей пытаются справиться разными способами. Агитируют студентов-выпускников, возвращают целевое обучение, приглашают на работу педагогов, которые уже на пенсии, выдают миллион по программе «Земский учитель» — тем специалистам, которые соглашаются переехать работать в небольшие населенные пункты. В нынешнем году по этой программе планируют привлечь пять педагогов, в 2024-ом — 13.

Почему далеко не все выпускники педуниверситета идут работать в школу? Ключевых причин две: невысокая зарплата и не столь престижный, как хотелось бы, статус педагога.

— Я с детства хотела стать учителем биологии. Поступила в педвуз, отучилась, мне все очень нравилось. Но чем ближе к выпуску, тем больше я понимала, что в школе мне будет очень сложно. Дети и родители сегодня очень требовательные, зарплата у начинающих педагогов невысокая. У меня родители, которым нужна финансовая помощь. В итоге я не пошла работать по специальности, нашла более денежную работу, плюс подрабатываю онлайн репетиторством. Хотя то, что я не в школе, до сих пор меня мучает, — рассказала, на условиях анонимности, выпускница УлГПУ.

Директор Губернаторского лицея №100 Владимир Обласов считает, что престиж учительской профессии нужно поднимать, и делать это «всем миром»:

— У нас вакансий на данный момент нет, и я обычно закрывал их летом. Зарплаты у учителей, скажу так, нормальные. Но только потому что учителя работают не на ставке — каждый директор старается поддержать своих коллег, дать им несколько ставок, классное руководство. Но не все упирается в деньги — есть еще и моральная составляющая. Мы должны повышать статус учителя, над этим надо работать. Хорош, что в прошлом году в закон об образовании внесли изменения, благодаря которым учитель перестал относиться к сфере услуг (из документа исключили термин «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования», вместо него ввели понятие «реализация образовательных программ» — прим. ред.). Но, к сожалению, многие люди вокруг нас, родители учеников, так не считают. И это тоже проблема.

По результатам мониторинга в январе нынешнего года средняя зарплата в школах Ульяновской области составляла 32 тысяч рублей. Сейчас на согласовании находится проект постановления регионального правительства о повышении должностных окладов педагогам школ с 1 января на 5,2%.