За последние три десятка лет в Ульяновской области сменились четыре губернатора. Люди они были совершенно разные: со своим стилем управления, достижениями и ошибками. Мы попросили аксакалов ульяновской политики охарактеризовать Юрия Горячева, Владимира Шаманова, Сергея Морозова и Алексея Русских, выделить их основные черты, плюсы и минусы. Получилось любопытно: по мнению экспертов, два главы региона «пересидели» на своих местах, один слишком доверял людям из окружения, другой, напротив, осторожничал, третий лоббировал женщин в политике, четвертый имел жесткую руку.

Олег Горячев, экс-депутат ЗСО, президент Фонда наследия Юрия Горячева «Горячев-Фонд»

У Горячева был стиль авторитарный, демократией там не пахло. Но главной в его работе была забота о людях. Он — коренной ульяновец, был знаком со многими лично, общался доверительно, все эти связи помогали в управлении областью. В его общении не было обид, оскорблений.

Авторитарность — для кого-то это плюс, для кого-то минус. Еще из минусов — возможно, его вспыльчивость, горячность.

Большой плюс Юрия Фроловича — его принцип «что сказал, то сделал». У него не было расплывчатых решений, совещаний «ни вашим, ни нашим». Все коротко, четко, по делу.

Шаманов — вояка. Пытался внедрить командный стиль управления. Возможно, он был хорошим генералом. Насчет плюсов его управления сразу так и не скажешь… Возможно, его московские связи, но я особо не замечал, что они что-то приносили области. Лично с ним не общался, в лучшем случае на заседаниях ЗСО (я был депутатом) смотрели друг другу в глаза, набычившись.

В принципе, его работа наглядно показала, какой у него стиль — хороший или плохой. За четыре года все разграбили, растащили. Сейчас новый губернатор восстанавливает общественный транспорт — развалили его как раз при Шаманове. Он — человек военный, и этим все сказано. Учился воевать, но народное хозяйство это не армия. Это было не его.

Морозов — авторитарный руководитель. Главный плюс — его моторность. Кто бы что ни говорил, но создать такую экономическую зону, как «Заволжье» — огромный труд. Мало кто смог подобное. Если бы не последние события, еще года три и область эта территория здорово бы вытащила. Он умел увидеть и поймать то самое «зернышко». Например, за пивные налоги многие его критиковали, и я в том числе. Но область сегодня на эти деньги живет.

Минусы — неразборчивость в людях, малопонятная команда и порой принятые в итоге решения типа «шариков-фонариков», это очень сильно влияло на его имидж. И еще один минус, общий у Морозова и Горячева — то, что они не смогли вовремя уйти. Нельзя по 10-15 лет руководить одним регионом. Меняется сам человек, становится немного другим, еще более авторитарным.

Русских — сказать про его стиль пока трудно. Декларируется внешне как демократичный, но пока слишком мало времени прошло, чтобы понять точно. Он умный, образованный, но на какие цели он свои знания направит — посмотрим через год.

Огромный плюс — его большие связи в Москве. Пока денег огромных, возможно, нет, но если реализуется хотя бы 50% из того, что декларируется, для области будет большой плюс.

Нравится его пунктуальность, точность, отсутствие длительных мероприятий, конкретика. Ему трудней, он не знает область, поэтому конкретика в этом случае не есть синоним эффективности, как у Горячева. Он чужой, с нами тяжело, отсюда есть определенная закрытость. Русских насторожен, боится всего, что начнут палки в колеса вставлять — я это видел по нашей встрече.

Большой его минус — набранная команда. Ульяновцы могут это воспринимать как «вы тут все не совсем шибко умные, поэтому привезу сюда москвичей». И этот минус обязательно скажется, даже уже сказывается — все последние коммунальные аварии произошли из-за того, что жизненноважные организации начинают возглавлять «эффективные менеджеры». Если губернатор не внесет большие коррективы в этот вопрос в ближайшее время, это может обернуться для него очень плохо.

Дмитрий Травкин, президент Ульяновского общественного Фонда «РАПИР»

У Горячева был авторитарный стиль, на пользу людям. Управленец прямого действия, который искренне считал, что Ульяновская область имеет свой путь развития. Старался реализовать массу «земных» проектов (бюджетные объекты, школы, больницы), и за это ему огромное спасибо. Трудоголик сельского типа — очень рано начинал рабочий день, оперировал к позиции людей.

Иногда был излишне и незаслуженно жестковат к людям — но, скорее, не по своей воле, а из-за опоры на информацию, которую ему приносили. Не особо в нее вникал, и принимал кадровые, оценочные и прочие решения. Имел жесткую руку.

Шаманов — человек из профессии. У него был военный стиль руководства. Личностно имел ряд качеств, которые мне импонируют — он доверял людям, привнес в свой управленческий стиль элементы офицерской чести. Был где-то немного наивен, вспоминается его первая пресс-конференция, которую он давал в январе 2001 года. Ему задали прямой вопрос: «Вы были всю жизнь военным и стали гражданским губернатором такого непростого региона, получится ли?». Он ответил: «У нас полковник страной руководит, так что ж генералу не руководить Ульяновской областью нормально». Очень показательная реплика.

Доверие к людям было и хорошей, и плохой чертой — его окружение хорошо постаралось, чтобы мнение о нем испортилось. Он слишком доверял тем, кто его доверие не оправдал.

Что касается военного стиля, то в нем есть плюсы. У любого управленца должен быть элемент натиска: не нужно бояться приступать к решению проблем, принимать какие-то резкие, но назревшие решения. Минус — то, что военный стиль — командный. Есть командир, единолично принимающий решения, и все остальные, их исполняющие. На уровне региона есть целые пласты проблем, где принимать решения натиском неэффективно. Нужны другие модели.

У Морозова стиль управления определялся его личностью. Он понимал лучшие федеральные и региональные тренды, пытался все это применить на практике в регионе. Так что это такая модельность и трендовость. Он легко загорался и его можно было убедить почти во всем, ему хотелось верить в и дирижабли и струнный транспорт, и он двигался навстречу мечте. Когда понимал, что проект заходит в тупик, часто менялся, достаточно жестко реагировал на тех, кто ему эти идеи предложил к реализации. Но в каких-то сферах, в частности, инвестиционной политике, этот риск был абсолютно оправдан и сыграл на пользу Ульяновской области.

На первом этапе у него был романтизм, желание достичь качественных сдвигов, советоваться с огромным количеством людей, пытаться вместить информацию обо всех процессах. На втором этапе он начал склоняться к формированию команды в большей степени по принципу личной преданности, чем профессиональным качествам. Также он замыкал решение многих проблем на себя — это тоже следствие его личных особенностей, которое проявлялось чуть больше, чем это принято у других руководителей.

Он, наверное, самый эмоциональный из четырех губернаторов, и эмоции иногда опережали рациональные аспекты при принятии решений. Это особенно ярко проявлялось в кадровой политике, чехарде со сменой руководителей министерств и ведомств, есть люди, которые увольнялись и принимались назад на работу…

Именно при Морозове было максимальное количество женщин-руководителей. Он, видимо, считал, что женщины работают с большей эмпатией, у них меньше прямых возражений руководителю, они более лояльны и менее склонны к самостоятельным играм и политическим интригам.

Русских — про его управленческий стиль можно сказать, что это точный расчет, поиск экономического эффекта в любой ситуации. На первых этапах это было видно ярче, сейчас в меньшей степени — стиль имел элементы «от противного» по сравнению с предыдущим губернатором. Сергей Иванович мог задерживаться, Алексей Юрьевич — неукоснительно точен. У Морозова был анонс, что «мы создадим что-то амбициозное», а у Русских сначала что-то происходит, а потом рассказывается о совершившемся факте. У него достаточно уважительное отношение к людям — это не напускное, не имиджевое, он не спешит демонстрировать негатив даже к тем, кто этого заслуживает.

Я бы не назвал это минусом, но широко обсуждается пропорциональное соотношение местных и приезжих руководителей. Приглашение людей из других регионов — это попытка отстраниться от местных элит со всеми положительными и отрицательными качествами, от кумовства и околокоррупционных историй. В ряде случаев это сработало. Но все-таки потенциал жителей региона может быть использован более активно во многих сферах — у нас есть те, кто в них «съел собаку». Этот баланс надо выравнивать и использовать для пользы дела.

Виталий Марусин, экс-мэр Ульяновска

Горячев был авторитарен, он собрал достаточно мощную команду управленцев, профессионалов, чья карьерная лестница строилась строго по деловым качествам. Трудоголик, как секретарь сельского райкома был приверженцем развитию села, хотя нужно было понимать, что «двигатель прогресса» — город, промышленность. Но он понимал и делал, как мог — строил дороги, проводил газ, укреплял экономику. Получалось не все: он не сумел выстроить отношения с федеральным правительством, нас считали «красной зоной» и обходили в оказании финансовой помощи.

Шаманов — боевой генерал. Наших военных учат воевать, разрушать, защищать, а не строить и производить. Он сел не в свои сани. У него была команда москвичей, которой было наплевать на то, что происходило в регионе.

Но Шаманову удалось выстроить отношения с федеральным центром. Я был свидетелем встречи Шаманова и Путина, он дал губернатору картбланш на закрытие долгов по энергетике. Но в остальном многие помнят, как и что было в его времена.

Морозов был также авторитарным, это человек, который внес очень большой вклад в развитие региона, чтобы он зазвучал на федеральном уровне примером. Энергичен, инициативен. Возможно, команда у него была не такой сильной, как у Горячева, поэтом он сам был мотором, все равнялись на него. Ему приходилось вникать во все и двигать все направления, не опираясь на мнение профессиональных заместителей, которые по сути должны были сами двигать. Он довлел над всеми.

Есть, конечно, и минусы — например, бизнес обижался иногда на Морозова, кто-то был больше приближен, кто-то был дальше.

Русских — мне кажется, он более демократичен, он из современных руководителей. Насколько это будет позитивным и как отразится на территории — покажет время. Рассказывают, что он умеет слушать и слышать. Мне нравится, что у нас побывали практически все федеральные ведомства, из госбюджета приходят деньги на развитие. Думаю, это итог влияния и усилий губернатора.

Вообще губернатор силен командой — она должна быть профессионально подготовленной, радеющей за интересы региона. Мне не нравится, что и у Шаманова, и у Русских в команде много людей, которые не являются жителями Ульяновской области. В моем понимании, это плохо.

Сергей Панчин, бывший помощник Юрия Горячева, экс-мэр Ульяновска, председатель Ассоциации Совета муниципальных образований Ульяновской области

Стиль управления у Горячева, можно сказать, был авторитарный, но он тогда таким был у всех. Все же первое лицо, сложные времена — безработица, не выплачивали зарплаты. Если бы губернатор начал советоваться, долго думать, многие решения были бы приняты невовремя. Сама обстановка заставляла быть авторитарным.

Я с ним проработал шесть лет, и знаю, что он был очень человечным, коммуникабельным, работоспособным. Но мало уделял внимания вопросам кооперации, выездам за рубеж, это был очень серьезный минус. Он в интервью признавался, что не верил, что советская власть развалится, думал, что все вернется назад, поэтому был против приватизации, развития бизнеса, и здесь была его промашка.

Шаманов — военный человек, он слабо знал регион, местных руководителей. Он пытался сделать так, как в армии — все по команде, и это нанесло серьезный ущерб области. Управлять народным хозяйством должен был человек подготовленный. Большим недостатком Шаманова было то, что он не нашел общего языка с Горячевым. Опыт Юрия Фроловича очень пригодился бы в развитии региона.

У Морозова проявлялось единоначалие. Он был авторитарным. Кадровые вопросы решались не всегда правильно, была чехарда, что сказывалось на управляемости. Но его работоспособности можно было позавидовать. За 16 лет в регионе было очень много положительного.

Русских дает главам администраций, министрам возможность работать самим и с них же спрашивает. И многие были к этому не готовы. Привыкли: сказал — побежал — сделал.

Он более демократичен, чем предыдущие губернаторы. Всю работоспособную команду Морозова оставил на ключевых позициях, выстроил серьезную работу с федеральным центром, и это большой плюс. О минусах говорить пока рано, вдобавок сегодня не то время: приходится разгребать вопросы, которые были не решены прежними руководителями.