В понедельник на штабе по развитию региона бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина обратила внимание властей на репрессивное отношение налоговых органов к предпринимателям. Ульяновская область по-прежнему занимает лидирующие позиции в индексе административного давления на бизнес. По мнению уполномоченного, при усилении контроля налоговым органам следовало бы больше уделять внимания разъяснениям еще на стадии формирования правонарушений, быть более открытыми и прозрачными. Но пока приоритет профилактики на УФНС не распространяется.

В понедельник Уполномоченный по защите прав предпринимателей Екатерина Толчина доложила губернатору о новых подходах федерального центра в работе с региональным индексом административного давления на бизнес. В этом рейтинге Ульяновская область занимала лидирующие позиции три года подряд. В 2022 году место региона в индексе определялось на основе рассчитанных показателей: доля предупреждений в общем количестве наказаний, доля организаций и индивидуальных предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных субъектов и доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.

Бизнес-омбудсмен обращает внимание на крайне медленное снижения давления налоговых органов в отношении регионального бизнеса. По словам, Толчиной за последние несколько лет имеются определённые продвижения в сторону ослабления жёсткого администрирования и предупреждения правонарушений, однако назвать этот процесс прогрессивным пока невозможно:

К сожалению, приоритет профилактических мероприятий не распространятся на налоговые органы. Мы наблюдаем усиление административного давления государства в налоговой форме. Усложнению подвергаются все стадии: исчисления налогов, их уплаты и налоговый контроль. Контрольная работа налоговых органов особенно усилилась. Такому жесткому администрированию должны соответствовать принципы прозрачности и открытости налоговой системы. У нас есть ряд преставлений со стороны прокуратуры в отношении должностных лиц налоговых органов, которые допускали существенные нарушения прав предпринимателей. Налоговые органы могли бы больше уделять внимания разъяснению на стадии формирования правонарушений.

В пример Толчина привела предпринимателя, которому налоговая начислила значительную налоговую недоимку за 2018-2022 гг. Налоговая сделала вывод,  что в расходы по налогу на прибыль бизнесмен включил счета-фактуры от фирм-однодневок. Одни и те же компании фигурировали с 2018 года, и уже тогда они имели признаки недобросовестности. Опрос налогоплательщика показал, что 2018-2022 год налоговая не предприняла никаких мер к разъяснению позиции государства и ущербности такого поведения. Только в 2022 году предпринимателя вызвали на комиссию и выставили требование об уплате налогов. И такие примеры не единичны.

Толчина предложила губернатору Алексею Русских на региональном уровне поддержать бизнес в этой части и выйти с инициативой на уровень председателя правительства страны о совершенствовании работы налоговых органов в части предупреждения правонарушений. В ответ глава региона поручил бизнес-омбудсмену готовиться ко встрече с главным налоговым инспектором по Ульяновской области – его доклад заслушают через неделю.