На последнем аппаратном совещании губернатор Алексей Русских потребовал не медлить с внедрением технологии укладки асфальта с полиэтиленом. Глава региона заявил, что пальму первенства Ульяновская область уже упустила – идею подхватила Московская область, хотя ученые-разработчики первыми представили ноу-хау именно у нас. «Мы плохо с ними работаем, сейчас надо все быстро внедрять», — заявил глава региона.

Министр транспорта Ульяновской области Сергей Воронцов отчитался перед губернатором, что «готовится нормативка по передаче в федеральный центр». В разговоре с Улпрессой он заявил, что сейчас документами занимаются коллеги (из регионального Департамента автомобильных дорог), затем их направят в Москву на согласование — это длительный процесс:

— Решение, использовать ли эту технологию, будем принимать на основании испытаний годового цикла. Если результаты будут хорошие (а они пока такие), будем стараться внедрять новый метод на ульяновских дорогах.

Напомним, пробное  асфальтобетонное покрытие с полимерным модификатором из вторичных материалов в Ульяновске уложили в июле прошлого года. Для эксперимента выбрали два участка: протяженностью около 40 метров  на проспекте Генерала Тюленева и 100-метровый кусок дороги  в Николаевском районе. Проект анонсировал Алексей Русских: идея пришла после объезда мусорных полигонов.

Экспериментальные участки дорог за свой счет выложило ульяновское ООО «Стройцентр». По расчетам ученых, предложивших проект, асфальтобетон с полиэтиленом имеет схожие свойства с обычным дорожным покрытием, но обходится на 5-7% дешевле за счет применения пластиковых отходов. Наиболее подходящие в плане безопасности и экологический чистоты — полиэтилены высокого и низкого давления. Из первых изготавливают плотные пакеты (например, для магазинов одежды или обуви), из вторых — пакеты-«майки».

— Этот проект убивает двух зайцев: предполагается, что будут улучшены характеристики асфальтобетонной смеси, а отходы, которые обычно захораниваются, получат вторую жизнь: их, после специальной обработки, будут применять при строительстве и ремонте дорог, — пояснил директор департамента автодорог Александр Хаджибаев.

По его словам, изначально было запланировано, что на экспериментальном асфальтобетоне отберут керны (вырубки) в середине февраля. Но из-за плотного снежного покрова работы перенесли на начало марта:

— Вырубки отправятся в лабораторию. Ключевые показатели, которые для нас важны — основное водонасыщение (как реагирует асфальт при переходе с плюсовой температуры на минусовую) и выкрашивание — разрушение покрытия. По результатам исследований станет понятно, какие показатели у экспериментального асфальтобетона, после чего будет принято решение о продолжении проекта. Если все нормально — направим все материалы в профильные институты, где нас сориентируют, что делать, чтобы получить сертификат соответствия ГОСТ на технологии и материалы. Без этого применять их на дорогах общего пользования мы не имеем права.

Между тем, по внедрению «пластиковых» дорог наша Ульяновская область далеко не первая. И обогнали нас не москвичи. Весной прошлого года стало известно, что специалисты управления дорог и транспорта Липецкой области разработали проект по переработке пластмассы и улучшению качества дорожного покрытия. Его представили на форуме «Сильные идеи для нового времени» Агентства стратегических инициатив и фонда «Росконгресс».

Идея практически та же — использовать при строительстве дорог измельченные и расплавленные пакеты, бутылки и упаковки для закусок. Авторы предложили две концепции: частичную замену битума пластиком и модульные дороги из переработанного пластика. Но для этого потребуется еще и активное внедрение технологий по сбору и сортировке пластиковых отходов.

Подобную технологию разрабатывают во многих странах — Индии, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Еще в 2017 году британский инженер Тоби Маккартни внедрил инновационный процесс, позволяющий заменить большую часть сырой нефти (основы битума в асфальте) на крошечные гранулы пластика, созданные из перерабатываемых бутылок. Итог — в 10 раз более прочное покрытие, которое обходится на 60% дешевле обычного.