Этим вопросом сейчас задаются очень многие. Почвой для дискуссий стала внеочередная повторная индексация коммунальных расценок в декабре прошлого года. Ответ пришлось держать новоиспеченному (только назначенному в том же декабре) руководителю Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Сергею КУРБАТОВУ. Ульяновцам он также известен как бывший директор МУП «УльГЭС» (с 2017 по 2019 год). Специалист попытался провести анализ коммунальных цен, поднятых указом Губернатора, но без подсказок от самого Губернатора не обошлось.
– В соответствии с постановлением Правительства РФ указом Губернатора предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с 1 декабря 2022 года установлен на уровне 9%. Электроэнергия выросла на 8,89%; водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, обращение с ТКО – 9%; газ – 8,5%. В Ульяновске рост тарифов на тепло составил 11%, так как город отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. УФАС провела мониторинг за декабрь, превышений индекса не обнаружено. Обращений о завышении тарифов в Агентство по регулированию цен и тарифов не поступало, – доложил Сергей КУРБАТОВ.
– У вас доклад называется «О причинах…». Этот вопрос наиболее волнует наших граждан, они хотят знать, с чем связано то, что мы повышаем тарифы. Надо сказать, долгое время происходило искусственное сдерживание тарифов, и происходило это не один год. Здесь даже можно усмотреть признаки преднамеренного банкротства предприятий. Ну если тариф у нас в области в разы меньше, чем в соседних регионах! Вот и надо объяснять гражданам, что мы не от хорошей жизни повышаем. Дальше не можем, потому что предприятия долгов набрали. Мы только за газ должны около трех миллиардов рублей, если в целом посчитать по области, – отметил Губернатор Алексей РУССКИХ.
Официальное объяснение причин роста тарифов ЖКХ, кстати, было дано еще 23 сентября 2022 года через сайт Министерства экономического развития РФ (economy.gov.ru). Там говорится, что «индексация тарифов необходима для обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов», а перенос сроков «вызван необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране», и также необходим для «сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения». Вместе с этим в том же сообщении Минэкономразвития напоминает нам, «что рост регулируемых тарифов долгое время сдерживался – Правительство РФ в последние три года индексировало тарифы до двух раз ниже инфляции».
Интересно, что не Минстрой, не ФАС, а именно Минэкономразвития, отвечающее за состояние отраслей экономики, говорит о необходимости увеличения цен на ЖКУ. Скорее всего, оно и было инициатором, и реальные причины надо искать именно в экономической плоскости.
– Тарифы, которые мы оплачиваем сегодня, экономически не соответствуют тем затратам, которые несут предприятия. В этом году мы посетили несколько водоканалов, которые реализуют проекты строительства новых очистных сооружений, модернизации, их подготовки и так далее. Их представители сказали, что на фоне санкций столкнулись с чрезвычайной ситуацией, когда прекратились поставки оборудования и материалов. Им нужно перестраивать все закупочные процессы, которые необходимы для дальнейшего существования и предоставления качественных услуг населению. Смена поставщиков привела к тому, что цены выросли буквально на все, – рассказала директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина ГЕНЦЛЕР.
По ее мнению, внеплановая индексация – мера вынужденная, чрезвычайная. Это нужно, чтобы хоть как-то сохранить устойчивость сферы жизнеобеспечения. Ведь если потребители будут меньше платить, но при этом не будут получать свет, тепло и воду, станет еще печальнее.